Поиск ценового равновесия
О госрегулировании цен на ГСМ и дизтопливо, запасах и поставках этих нефтепродуктов, обеспеченности ими во время посевной кампании говорили спикеры на площадке СЦК.
Вице-министр энергетики РК Асет Магауов рассказал, что по состоянию на 5 марта совокупный запас нефтепродуктов в стране находится на комфортном уровне.
– К примеру, по бензину 218,7 тысячи тонн. Этого достаточно, чтобы покрыть 20-суточную потребность страны, а по дизельному топливу – 306,2 тысячи тонн, что обеспечит потребность внутреннего рынка на 28 суток, – рассказал заместитель главы энергетического ведомства.
Со слов вице-министра, цены на нефтепродукты зависят от спроса и предложения, регулируются рынком и не привязаны к мировым ценам на нефть.
– Основные факторы при ценообразовании – стоимость нефти в Казахстане, услуга по переработке нефти, налоги и акцизы, расходы по лабораторным испытаниям и присадкам, обслуживание банковских займов, подача-уборка цистерн, транспортировка товара и другие сопутствующие расходы, – обрисовал процесс ценообразования Асет Магауов.
Как стало известно, Минэнерго и Минсельхоз определились с графиком поставок дизтоплива для проведения весенне-полевых работ.
Так, сельхозтоваропроизводителям (СХТП) выделено 380 тыс. тонн дизельного топлива. Павлодарский и Шымкентский НПЗ будут отпускать его СХТП по 174 тыс. тенге за тонну, Атырауский НПЗ – по 172 тыс. тенге. С учетом доставки и других затрат цена на дизтопливо для СХТП будет ниже розничных цен на АЗС на 13-14% – 21-22 тенге за литр.
Отгрузка дизтоплива с НПЗ для СХТП ведется на приоритетной основе добровольно самими ресурсодержателями нефтепродуктов. Этот процесс постоянно контролируется. По данным Минэнерго РК, по состоянию на 9 марта, отгружено 11,3 тыс. тонн.
В ведомстве прокомментировали возможные причины дефицита сжиженного нефтяного газа в отдельных областях.
– Низкие установленные цены в отдельных регионах могли способствовать перетоку объемов газа в другие области с более высокими ценами. Это могло создать дефицит сжиженного нефтяного газа в отдельных регионах, – пояснил директор департамента газа и нефтегазохимии Минэнерго РК Куаныш Сарсекеев.
По его данным, в Казахстане с 1 марта отменили временное госрегулирование розничных цен на сжиженный нефтяной газ на автогазозаправочных станциях.
– В настоящее время розничные цены на АГЗС устанавливаются рынком с учетом спроса и предложений. Проведенный Министерством энергетики анализ розничной цены СНГ показал, что текущие цены на АГЗС ниже, чем в 1 квартале 2020 года, – до пандемии – в среднем по республике на 5%. То есть текущие рыночные цены даже ниже ранее действовавших, – сказал Куаныш Сарсекеев.
Он уточнил, что Минэнерго продолжает ежемесячно формировать план поставок сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок, 25% которого реализуется в настоящее время через электронные торговые площадки (ЭТП). Сжиженный нефтяной газ, реализуемый вне ЭТП, отпускается по утверждаемой ежеквартально министерством оптовой предельной цене.
Было отмечено, что в Казахстане есть ряд факторов, которые влияют на колебания цен на ГСМ: ценообразование на рынках сопредельных государств и Казахстана, а также неконтролируемый переток в областях, которые граничат с соседними странами, что требует постоянного поиска ценового «равновесия» на нефтепродукты.
– Иными словами, цена на бензин в Казахстане не должна быть значительно ниже или выше цен в сопредельных государствах. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынки сопредельных государств, а в случае высоких цен – возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом и последующее снижение объемов переработки на НПЗ РК, – пояснил Асет Магауов.
Свое мнение по этой теме высказал аналитик нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.
– Год назад многие «эксперты» повторяли, что раз мировые цены на нефть упали в три раза, то, значит, в Казахстане они тоже должны упасть ровно настолько. Но цены на внутреннем рынке давно, по сути, «дотационные», причем они существенно ниже мировых. Есть себестоимость добычи нефти, транспортировка до НПЗ, переработка на НПЗ. Готовые нефтепродукты нужно доставить до сетей АЗС. Плюс ко всему, есть расходы самих автозаправочных станций. К слову, маржа раньше составляла 3-5 тенге, сейчас она в районе 1-3 тенге за литр, даже меньше. Сорт Brent – это эталонный сорт нефти. Наша нефть, как и многие другие виды, торгуется с дисконтом/скидкой к этой цифре из-за разного качества и других экономических причин. Средний дисконт около $3 за баррель. То есть сегодня мировая цена сложилась на уровне $67, наша нефть торгуется/покупается по цене около 27 200 тенге за баррель. В одном барреле округленно 160 литров, это мера объема. Разделим 27 200 на 160 и получим 170 тенге. Это мировая цена 1 литра нефти. Текущая цена на бензин в Казахстане – около 160 тенге. То есть бензин в Казахстане стоит дешевле стоимости просто сырой нефти, – прокомментировал ценообразование эксперт.