Пока родители выживают, что делают дети? Эксперт о причинах детского суицида
Как реализуется стратегия по сохранению психического здоровья и благополучия детей в Казахстане.
Глава государства не раз подчеркивал важность психического здоровья подрастающего поколения и усилений в образовательных учреждениях службы психологической поддержки. 5 октября на Республиканском съезде педагогов президент снова поднял тему буллинга по отношению к школьникам, которые после становятся психологически подавленными, а то и вовсе накладывают на себя руки. Liter.kz спросил у старшего научного сотрудника Национального института гармоничного развития человека Ирины Калачевой о последствиях травли, статистике по суицидам и пути решения такой острой на сегодняшний день проблеме.
Президент Касым-Жомарт Токаев, определяя стратегические ориентиры развития современного казахстанского общества, указывает на важность поддержки психического здоровья детей. Именно от этого здоровья зависят успехи в учебе, труде и творчестве личности, считает Ирина Калачева.
Министерство просвещения уделяет этому вопросу очень серьезное внимание. В настоящее время разработаны и приняты нормативы, которые позволяют систематизировать, обеспечивать единый подход в определении целей, задач, содержания, методов работы психологической службы. В частности, 25 августа 2022 года утверждены правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования. Это важнейший шаг в обеспечении психического здоровья детей, ведь речь идет не только о деятельности психолога, а об усилении психологической службы в целом, – отметила Ирина Калачева.
Порядок деятельности психологической службы включает выявление трудностей в обучении, развитии и воспитании учеников и воспитанников, оказание им индивидуального или группового социального и психолого-педагогического сопровождения.
Хочу подчеркнуть, что психологическая служба формирует условия для успешной социализации, осознанного выбора профессиональной направленности, профильной учебной траектории и индивидуального образовательного пространства школьников. Работа по совершенствованию деятельности психологических служб предусмотрена в комплексном плане по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023-2025 годы, который разработан Министерством просвещения по поручению главы государства, – рассказала представитель института.
По мнению Ирины Калачевой, именно проблема аутоагрессивного поведения и суицидов среди детей для современного казахстанского общества является довольно острой. Так, частота этого явления в детской среде по республике стабильно высокая: только за шесть месяцев 2023 года отмечено 95 фактов суицида и 207 попыток добровольного ухода из жизни.
По данным отчета Wisevoter 2023 года Казахстан занимает 19-е место из 178 стран по статистике суицида. При этом в рейтинге стран по продолжительности и защищенности детства – 50-е место из 180.
Еще одна проблема нарушения прав детей – буллинг. Ежедневно поступает информация о фактах буллинга среди школьников. Согласно опросу, проведенному в рамках международного исследования PISA 2018, почти каждый четвертый школьник 15-летнего возраста в Казахстане подвергается тем или иным видам буллинга: насмешкам, угрозам, физическому буллингу. Активно распространяется и такое явление, как кибербуллинг. Более 70% детей в возрасте 11–15 лет являются наиболее уязвимыми для кибербуллинга в электронном пространстве. Это очень тревожная информация, – привела данные эксперт.
Научный сотрудник указывает на то, что опасность буллинга прежде всего в беззащитности ребенка, который подвергается нападкам, насмешкам, издевательствам, травле. Буллинг и кибербуллинг всегда нацелены на то, чтобы затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить. В связи с колоссальным ростом таких явлений отмечаются психологические и поведенческие расстройства у детей.
Комитет по охране прав детей стал инициатором введения законодательных мер по защите детей от травли, в том числе по противодействию противоправному контенту в сети интернет, закреплению понятия "буллинг". Кроме того, в 2022 году во всех организациях образования размещена табличка с QR-кодом для оказания бесплатной консультационной помощи школьникам Казахстана и их родителям через веб-сайт balaqorgau. Сайт призван помочь школьникам и их родителям, столкнувшимся с трудностями в школе, дома и на улице. Достаточно отсканировать QR-код с таблички, – сказала Ирина Калачева.
При этом эксперт заявила, что в казахстанском обществе наметилась устойчивая тенденция к разрушению института семьи, утрате веками складывавшихся семейных ценностей и традиций.
К тому же традиционный опыт воспитания не всегда соответствует тем глубоким качественным трансформациям, которые меняют облик окружающего мира. Значительная часть современных родителей занята прежде всего проблемой выживания, зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми. Дети оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи, а иногда и отчуждением со старшим поколением, – негодует спикер.
Специалисты встревожены тем, что большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом. К тому же продолжает расти удельный вес неблагополучных семей. На учете органов внутренних дел их около шести тысяч.
Несмотря на серьезные шаги по обеспечению благоприятной среды для развития ребенка в семье, успех будет достигнут, если объединить усилия всего общества, каждого из нас! В первую очередь необходимо тесное сотрудничество семьи и школы, что предусмотрено в инициированном Министерством просвещения проекте "Центр педагогической поддержки родителей". Это принципиально новый подход к взаимодействию семьи и школы на пути создания благоприятных условий для развития растущего человека, и сегодня нужно обучить педагогов особенностям организации и реализации содержания этого вида сотрудничества с родителями, – подчеркнула Ирина Калачева.
Таким образом, институт предлагает образовательные программы курсов повышения квалификации педагогов. Со слов Ирины Калачаевой, уникальность этих образовательных программ состоит в особенностях подходов к разработке содержания, которое направлено на освоение слушателями инновационных способов практического применения в вопросах профилактики насилия над ребенком в организациях дошкольного и среднего образования, профилактики суицида.
Мониторинг качества курсовой подготовки показал, что более 95% слушателей по четырем образовательным программам института ощутили профессиональный рост и отметили, что полученные знания в полной мере применимы на практике.
Особо следует сказать об образовательной программе "Научно-методические основы психолого-педагогического просвещения родителей" для педагогов организаций среднего образования. Содержание курса направлено на развитие профессиональных компетенций педагогов по реализации психолого-педагогической поддержки родителей как основы благополучия детей. Это новое слово в курсовой подготовке, – отметила старший научный сотрудник.
В ходе курса работники образования получают ответы на вопросы: зачем нужна педагогическая поддержка родителей, что использовать и как организовать работу, чему и как обучать родителей, чем и как углубить знания, насколько готовы слушатели к организации поддержки родителей по завершении обучения.
В результате освоения программы слушатели смогут организовать системную педагогическую поддержку родителей в центре педагогической поддержки на базе своих организаций образования, транслировать полученные знания, делиться опытом с коллегами по выстраиванию принципиально нового процесса сотрудничества с родителями учащихся с учетом общих целей, отвечающих национальным интересам общества, – поделилась Ирина Калачева.
Нет сомнения, что большая часть проблем, возникающих в жизни человека, носит психологический характер. Поэтому с приобретением новых знаний в разрешении таких сложных вопросов, которые связаны с детьми и образованием, не стоит затягивать, подытожила эксперт.