Поп-арт: от Лихтенштейна до Уорхола
В столице открылась выставка, которая проработает до 8 марта.

В Астане открылась выставка под названием «Поп-Арт: Уорхол, Лихтенштейн и другие». Мероприятие организовано мультимедийным музеем Lumiere-Hall. Посмотреть выдающиеся и уникальные произведения можно в галерее искусств «Has Sanat» до 8 марта.
Коллекция, которую мы привезли в Астану, собиралась на протяжении пяти лет и насчитывает более 80 произведений искусства, охватывающих творчество двадцати именитых художников,– отмечает искусствовед и сооснователь Luimere-Hall Полина Егармин.
Экспозиция разделена на три тематических блока, каждый из которых раскрывает различные этапы развития и трансформации поп-арта.
Классический поп-арт: первый раздел посвящен выдающимся мастерам «золотой эпохи» поп-арта, таким как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Кит Харинг и Роберт Раушенберг. Эти художники заново интерпретировали элементы массовой культуры, включая комиксы, рекламу и повседневные объекты, превращая их в художественные символы. Они использовали современные средства массовой информации и промышленное производство для создания новых форм искусства, что сделало их работы неотъемлемой частью мировой художественной сцены и поп-культуры.
Современные интерпретации поп-арта: второй блок включает работы современных художников, таких как Префаб 77, Бэнкси и Ричард Райан, которые продолжают традиции поп-арта, но при этом активно взаимодействуют с уличным искусством, цифровыми технологиями и новыми формами визуального самовыражения. Они расширяют горизонты жанра, соединяя граффити, стрит-арт и цифровые практики с теми темами и техниками, что были заложены классиками поп-арта. Эти художники исследуют современные социальные и политические вопросы, внося в свои работы элементы иронии и критики.
Фото: Rinat Dermer
Поп-арт в Казахстане: третий раздел демонстрирует уникальный взгляд на поп-арт Казахстанской художницы Мими Ильницкой. В ее работах национальные символы органично переплетаются с эстетикой поп-арта, создавая яркие и неповторимые произведения.
Когда мы готовили выставку, то подумали: «а как бы поп-арт выглядел именно в Казахстане?». Вот и пришла идея адаптировать культурные и национальные мотивы. Воплотила их наша казахстанская художница Мими Ильницкая, за что ей большое спасибо. По моему мнению, мы попали в самую точку, – рассказывает Полина Егармин.
И действительно, работы художницы вызывают вихрь чувств, а также много вопросов. Со стороны посетителей музея то и дело звучали подобные реплики: «а это реклама?», «по авторским правам потом претензий не будет?», «провокационно» и т. д. Именно такие чувства, по свидетельству искусствоведа, испытывали и первые зрители картин Энди Уорхола, на которых изображена банка супа «Campbell's».
Моей же любимой работой из всех, что можно увидеть сегодня это «Love» Роберта Индианы. Она про праздники, семью, общие ценности – мне эта концепция очень нравится. Любовь восходит к самому важному, что в нас есть – делится искусствовед.
Поп-арт как художественное движение возникло в 1950–60-х годах в Великобритании и США. Оно черпало вдохновение из массовой культуры, рекламных материалов, потребительских товаров, а также СМИ, телевидения и кино. В отличие от традиционного искусства, поп-арт обращал внимание на повседневные, часто банальные объекты, например, упаковки товаров, придавая им новое, необычное художественное значение.
Поп-арт возник как реакция на абстрактный экспрессионизм, который доминировал в искусстве в первой половине XX века, и предлагал более яркие, доступные и порой ироничные способы осмысления окружающего мира.
Художники этого направления активно использовали образы, связанные с рекламой, комиксами и массовым потреблением. Например: на выставке представлена работа Бэнкси «Охотники за тележками». Художник отражает критику общества потребления и коммерциализации, показывая, как люди, гоняясь за материальными благами, теряют важные жизненные ориентиры и погружаются в бессмысленное гонку за вещами.
Одним из самых ярких представителей поп-арта стал Энди Уорхол, который своим творчеством, включая культовые изображения банок «Campbell’s» и портреты Мэрилин Монро, подчеркнул идею массового производства и репродукции в искусстве.
Поп-арт бунтует и размывает традиционные границы между элитарным искусством и массовой культурой, утверждая, что элементы повседневной жизни, такие как упаковки продуктов, знаменитости и рекламные образы, могут быть не менее важными и достойными внимания, чем классические произведения.
Ян САВИЦКИЙ, Астана