Посредники в сфере технического регулирования захватили рынок Казахстана – мажилисмен
Они не несут никакой ответственности за полученные заявителем “серые сертификаты”.
Мажилисмен, член фракции партии AMANAT Дюсенбай Турганов от имени коллег по фракции обратился к премьер-министру РК Олжасу Бектенову, передает Liter.kz со ссылкой на телеграм-канал Мажилиса.
7 февраля 2024 года глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства поставил задачу по ежегодному росту ВВП на уровне минимум шесть процентов. В свою очередь правительством было отмечено, что отечественные промышленные гиганты должны кардинально увеличить закупки казахстанских товаров, работ и услуг.
В соответствии с Законом “О техническом регулировании” органам по подтверждению соответствия и испытательным лабораториям была делегирована государственная функция – установление факта соответствия потребляемой на рынке продукции обязательным требованиям, – говорит Дюсенбай Турганов.
Однако с 2019 по 2023 год количество органов по подтверждению соответствия снизилось более чем в два раза, хотя общее количество субъектов аккредитации за тот же период сократилось не так категорически – с 1650 до 1630. Что свидетельствует о негативном влиянии посреднических услуг в сфере технического регулирования.
По словам Дюсенбая Турганова, отсутствие гармоничного регулирования прав и обязанностей заявителей повлекло за собой появление разнообразных посредников в этой сфере, которые незаконно предлагают услуги по такой сертификации, вводя заявителей в заблуждение.
Сегодня рынок Казахстана наполнен такого рода предложениями. Ярким примером могут служить сертификаты, выдаваемые еще недавно органами по подтверждению соответствия Кыргызской Республики. Действительно посредники отлично ориентируются в системе оказания услуг, не несут никакой ответственности за полученные заявителем “серые сертификаты” и не являются аккредитованными органами по подтверждению соответствия, – отметил депутат.
Он добавил, что деятельность посредников подрывает саму Национальную систему технического регулирования и создает благоприятные условия для ухода от проведения реальных испытаний продукции, процессов и услуг на ее безопасность, растет коррупция среди экспертов-аудиторов, работников заявителей. Все это происходит с молчаливого согласия первых руководителей заявителей, которые заинтересованы прежде всего в оптимизации своих расходов на сертификацию продукции, процессов и услуг.
Серьезным подрывом экономики органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий является демпинговая политика таких посредников по отношению к самим субъектам аккредитации, так как на практике идет реальный торг за каждого заявителя между субъектами аккредитации и посредниками, которые представляют интересы заявителей. Наряду с этим, цены на аккредитацию и инспекционные аудиты в Национальном органе по аккредитации за последние годы выросли в несколько раз, – рассказал мажилисмен.
Для предотвращения экономического спада в деятельности субъектов аккредитации, повышения безопасности продукции, процессов и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также дальнейшего развития системы технического регулирования в Казахстане, депутаты предложили рассмотреть вопросы:
1. Введение непосредственной административной ответственности заявителя за фальсификацию и недостоверность документов, предоставляемых в адрес субъектов аккредитации для проведения процедуры сертификации продукции, процессов и услуг.
2. Обязательство заявителя, помимо обеспечения проведения подтверждения соответствия продукции, напрямую с субъектами аккредитации заключать соответствующий договор, типовою форму которого должен утверждать уполномоченный орган.
3. Включение в типовой договор на оказание услуг по сертификации продукции, процессов и услуг нормы о материальной ответственности заявителя за несоблюдение требований законодательства о техническом регулировании, повлекшие отзыв, приостановление или прекращение соответствующего сертификата на продукции, процессов и услуг.