Правовой вакуум в клиринговой системе Казахстана: риски сохраняются
Клиринговые центры могут пострадать из-за сторонних обязательств.
В законодательстве Республики Казахстан отсутствует закрепленный иммунитет активов клиринговых центров от арестов по обязательствам учредителей или третьих лиц. Такая правовая неопределенность создает риски при проведении торгов и может повлечь ограничение деятельности клиринга. О возможных последствиях, ранее зафиксированных случаях и необходимости изучения международного опыта Liter.kz рассказал руководитель клирингового центра АО “Товарная биржа “Каспий” Серик Узакбаев.
– Что происходит со средствами участников во время торгов? Насколько надежно они хранятся в клиринговом центре и защищены ли сегодня от внешних рисков?
– На сегодняшний день в законодательстве Республики Казахстан отсутствует четкое закрепление иммунитета активов клиринговых центров от ареста по обязательствам их учредителей и третьих лиц. Это создает риск того, что счета клирингового центра могут быть арестованы, даже если обязательства не связаны с участниками торгов.
Могу привести несколько примеров, которые в принципе могут случиться в стране. В одном из последних посланий глава государства затронул важную тему – арест счетов юридических лиц по небольшим задолженностям перед налоговым комитетом или на основании инкассовых поручений.
Насколько я понял, это было связано с тем, что при выставлении арестов или ограничений по счетам, процесс разблокировки и восстановления деятельности компании занимает от трех до пяти рабочих дней. Это может сыграть ключевую роль. Если речь идет о клиринговом центре, подобная задержка способна остановить выполнение обязательств перед участниками торгов.
Я знаю о случаях, когда при изменении юридического адреса компании в рамках одного города – например, из одного района Астаны в другой – происходила смена обслуживающего налогового органа. В этом случае компания должна пройти камеральную проверку, и при выявлении расхождений налоговый орган может наложить ограничения на счета. Даже после погашения задолженности, несмотря на автоматический порядок разблокировки, ряд компаний сталкивались с трудностями.
Поэтому главой государства было дано поручение – не арестовывать счета полностью, а ограничивать движение средств только в пределах задолженности. Это относится к юридическим лицам в целом. Однако на законодательном уровне клиринговый центр, обслуживающий биржевые торги, не защищен от подобных факторов, что может привести к временному ограничению его деятельности.
– Какие риски это создает для участников торговли, государства и бизнеса?
– Это может привести к снижению доверия к биржевой системе. Впоследствии это способно затормозить развитие биржевого направления и привести к отказу участников рынка от использования биржевых инструментов.
– Предпринимались ли попытки устранить правовую неопределенность?
– Да, инициативы обсуждались. Ранее в стране действовало значительное количество бирж, и каждая имела собственный клиринговый центр. Предположительно, подобные вопросы поднимались и направлялись в уполномоченные органы.
В настоящее время биржевой рынок в Казахстане сократился, активно работают 2-3 товарные биржи. Мне известно о деятельности нашей организации и коллег с других бирж. На протяжении последних двух лет я являюсь руководителем клирингового центра, обслуживающего биржи. За это время мне не доводилось слышать о конкретных инициативах со стороны уполномоченного органа. Однако внутри организации мы регулярно обсуждаем данные риски и возможные последствия.
– Какие шаги необходимо предпринять? Следует ли изучить международный опыт?
– Следует изучить опыт европейских стран и бирж, а также рынок ценных бумаг, где также функционируют клиринговые центры. В этих странах средства клиринговых центров защищены надежнее и не подлежат внешним воздействиям, таким как аресты и другие меры, упомянутые выше.
Со своей стороны мы намерены проявить активную позицию. Учитывая мой предыдущий опыт работы в банках, где также имели место случаи ареста счетов клиентов по судебным решениям, мы планируем подготовить перечень существующих вопросов и направить предложения в уполномоченные органы. Планируем принять участие в обсуждении проекта и стать его активным участником.
– Что особенно важно в данной проблематике?
– Этот вопрос очень серьезный. Речь идет о деньгах клиентов и контрагентов, которые должны быть защищены со всех сторон в рамках закона.
– Планируете ли участие в разработке нормативных решений?
– Мы, как одна из передовых бирж Республики Казахстан, надеемся принять участие в обсуждении проекта постановления или законопроекта. В случае подготовки соответствующих инициатив мы готовы взаимодействовать с уполномоченным органом, предположительно – с Министерством финансов.
Наша задача – обеспечивать защиту интересов контрагентов и уверенность в том, что их денежные средства и биржевое обеспечение будут возвращены в установленные законом сроки на их счета.
– Спасибо за интервью!
