Преемственность внешнеполитического курса гарантирует Казахстану авторитет - эксперт
Политический аналитик Айдар Амребаев поделился своей оценкой обновленной Концепции внешней политики Казахстана, принятой в марте 2020 года, передает Liter.kz.
"Для устойчивого развития любой системы необходимо планомерное и поступательное развитие ее «несущих конструкций», которые закладываются в начале процесса ее созидания. Так происходит и в системе социальной.
Говоря о состоятельности Республики Казахстан как независимого, миролюбивого, дружественного, динамичного и авторитетного государства в современном мире, нужно задаться вопросом о том, каковы истоки этой состоятельности, основания и принципы организации ее преемственности на длительном историческом отрезке?
Ответ на этот вопрос лежит не только в «преданиях старины глубокой», что в общем-то вполне обоснованно, если мы говорим об исторической преемственности нашей государственности испокон веков. Действительно, корни нашей «длинной политической воли» лежат в тысячелетней истории народов, образовывавших на нашей территории различные государственные образования, объединявших и покорявших многоязыкие племена и народности Евразии, включая и включаясь в разнообразные интегрированные по тем или иным основаниям «проекты», как сказали бы сейчас…
Но это было в глубокой древности. Мы - наследники Великой Степи, открытой навстречу актуальным запросам своего народа, его стремлению к свободе и процветанию.
Как современное суверенное государство Казахстан, ведет свое начало с момента обретения независимости после распада Советского Союза. Правда в истории последнего столетия на этой территории яркой звездой засветилась казахская государственность Алаш-Орды, заявившая о возможности автономного суверенного существования казахского народа.
И эта мечта о независимости реализуется в наши дни со все большей силой и значением. Одним из показателей состоятельности и силы государства является признание государственности как самим населением страны, так и окружающим миром через вхождение в сообщество передовых государств мира. С самого начала становления современной независимости Республики Казахстан Первый Президент Нурсултан Назарбаев ставил задачу достойного позиционирования страны в мировом пространстве. Практически вся неустанная деятельность Елбасы была нацелена на открытие миру Казахстана как миролюбивой, открытой, дружественной страны, государства с неисчерпаемыми возможностями для развития.
На самом деле, первым шагом суверенного Казахстана стало освобождение территории страны от ядерного оружия. В этой связи следует вспомнить, что одним из первых документов, закрепивших миролюбивый и безъядерный статус молодой республики, явился указ Президента, еще тогда Казахской ССР, Нурсултана Назарбаева о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона 29 августа 1991 года. Впоследствии получение гарантий безопасности и территориальной целостности страны от ведущих стран мира, стало важным основанием при разрешении вопросов границ, их делимитации и демаркации. Безусловным внешнеполитическим успехом и жизненно важным для суверенного развития государства стал именно этот вопрос четкого определения национальных границ, что было сделано своевременно и подтверждено всеми международными документами и договоренностями.
И несомненная выдающаяся роль в этом принадлежит Елбасы и его «команде» в которой на передовых рубежах стоял нынешний лидер страны Касым-Жомарт Токаев в качестве министра иностранных дел.
Как известно, на территории современной Евразии, в том числе и на постсоветском пространстве мы имеем возможность наблюдать как отсутствие подобных соглашений между, когда-то братскими, союзными республиками, возникают территориальные споры, которые нередко приводят к военным конфликтам, необустроенности жизни людей и многочисленным человеческим жертвам. Таковы примеры азербайджано-армянского конфликта, грузино-российских, украино-российских, молдавско-российских, кыргызско-таджикских отношений и территориальных споров.
В этом отношении, руководству Казахстана под руководством Елбасы удалось успешно разрешить не только проблемы традиционно дружественных границ между постсоветскими странами, но и путем разумного компромисса решить чувствительные вопросы казахско-китайской границы, которая не решалась в бытность СССР, а также проблематичный «кейс» со статусом Каспийского моря, побережье и водная акватория которого имеют стратегическое значение для всех прикаспийских государств, а потому обладали значительным конфликтным потенциалом. В настоящий момент уже новому руководству Казахстана удается сохранить преемственные дружественные отношения по всему периметру границ государства, расширяя многоформатное сотрудничество с соседними странами. Эту многовекторную по форме и достаточно «глубинную» по содержанию политику закладывал Первый Президент страны.
Следует заметить, что Нурсултан Абишевич Назарбаев в условиях беспрецедентного факта распада Советского Союза первым из лидеров новых независимых государств предложил концепцию евразийской интеграции, которая позволила обрести экономический суверенитет новым государствам, сохранив традиционные хозяйственные связи, сформировав более гибкий и открытый формат отношений еще в 1994 году. Эта идея предусматривала новое качество отношений, как между бывшей метрополией и так называемыми «окраинами», так и заложила основы состоятельных взаимосвязей между республиками на региональном уровне.
Со временем данный концепт получил свое развитие в формате Таможенного Союза и далее Евразийского экономического союза, а в регионе Центральной Азии в идее Центрально-Азиатского ссоюза. Надо отметить, что последнее предложение Первого Президента, несмотря на сложности реализации, в настоящий момент поступательно осуществляется в формате координации усилий лидеров стран Центральной Азии, рассмотрении возможностей экономической кооперации и гуманитарного сотрудничества уже новым руководством.
Также достаточно вспомнить о том, что Нурсултан Назарбаев выступил одним из отцов-основателей Шанхайской Организации Сотрудничества, первой для нашей страны авторитетной международной организации, раскрывшей потенциал действительной международной субъектности нашего государства. Разрешение территориальных споров, делимитация и демаркация бывшей советско-китайской границы, в том числе и казахско-китайской, стало основой разоружения стран, совместной, скоординированной борьбы с «тремя злами» (сепаратизмом, наркотрафиком и экстремизмом) и создания благоприятных условий для динамичного экономического сотрудничества. В рамках ШОС достаточно интенсивно развивалась социально-экономическая и гуманитарная «корзины» сотрудничества. Именно из потребностей совместного экономического развития и задач улучшения жизни людей впоследствии родилась китайская инициатива налаживания Экономического Пояса Шелкового Пути, которая была провозглашена в столице Казахстана и первым была поддержана Лидером Нации.
И в настоящий момент наша страна под руководством нового президента Касым-Жомарта Токаева реализует преемственный курс на активное и состоятельное участие Казахстана в инициативе «Пояса и пути». Так, в рамках первого официального визита в КНР, действующий президент Казахстана обозначил краеугольным камнем своей «китайской стратегии» углубление всестороннего стратегического партнерства, намеченного и определенного Первым президентом нашей страны совместно с китайскими лидерами еще на заре установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем.
На основе принципов преемственности внешней политики теперь были предложены новые инновационные направления сотрудничества, к которым относится область высоких информационных технологий, создание BigData и продвижение5G-технологий. Реализуются подписанные еще в бытность у руля страны Лидера Нации, такие важные проекты сотрудничества, как строительство 56 промышленных предприятий с китайским участием в Казахстане, а также предусматриваются планы по осуществлению «второго этапа Новой Экономической Программы «Нурлы жол», о чем Касым-Жомарт Токаев заявил в своем сентябрьском Послании народу Казахстан этого года: «Реализация первого этапа программы «Нұрлыжол» была успешной, она позволила соединить столицу страны с регионами по «лучевому» принципу. Сформирован новый инфраструктурный каркас транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой… Второй этап «Нұрлы жол» должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны. Конкурентоспособность Казахстана должна расти за счет прорывных инфраструктурных проектов, привлечения новых стран и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов». Данный экономический приоритет Казахстана является продолжением политики Первого Президента страны на превращение Казахстана в состоятельный транспортно-логистический хаб Евразии.
Важной инициативой Лидера Нации является идея проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) по аналогу с известным в мире как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое трансформировалось в организацию, - ОБСЕ. Эта идея была озвучена первым главой Казахстана на Генеральной Ассамблее ООН на 47-ой сессии 5 октября 1992 года. Помнению Первого Президента Казахстана, суть инициативы заключалась в стремлении возобновить ранее не увенчавшиеся успехом попытки создать эффективную и универсальную структуру по обеспечению безопасности на азиатском континенте, где, в отличие от других регионов мира, подобный механизм еще не был сформирован. Данная инициатива находит большой международный резонанс и актуальность сегодня в плане гармонизации отношений в Азии. Нынешнее руководство Казахстана активно работает на этом треке внешней политики с целью дальнейшей трансформации СВМДА в полноценную международную организацию.
Таким образом, можно ясно видеть преемственность стратегического внешнеполитического курса Елбасы во внешнеполитической доктрине действующего президента. Он последовательно проводит внешнеполитический курс Лидера Нации на открытое, многоформатное и взаимовыгодное сотрудничество в рамках «Большой Евразии», расширяя и налаживая полноформатные, прагматичные отношения с ключевыми многосторонними структурами Евразии. Эти идеи преемственности, прагматизма и открытости легли в основу обновленной Концепции внешней политики Казахстана, принятой недавно.
Как известно, 6 марта 2020 года Указом Президента РК была утверждена Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы. Данный документ представляет собой систему основополагающих взглядов относительно принципов, целей, задач, приоритетов и механизмов осуществления внешнеполитической деятельности страны в течение указанного периода.
Появление новой Концепции внешней политики Казахстана обусловлено не только тем, что завершила свой срок действия прежняя Концепция, но, главным образом, знаменует собой внешнеполитические приоритеты нового руководства Казахстана во главе с Касым-Жомартом Токаевым. Она включает в себя вопросы преемственности внешнеполитического курса Лидера Нации - Нурсултана Назарбаева, в частности, такие ее принципы как многовекторность, балансирование внешнего влияния и прагматизм, и актуальные новации, связанные с изменением международной обстановки и активным позиционированием Казахстана в мировой политике. Примечательно, что Республика Казахстана в данном концептуальном документе выражает стремление стать «лидирующим государством в регионе Центральной Азии». Особенностью Концепции является выявление целого рода угроз, связанных с изменением мирового порядка. В частности, делается акцент на обозначении таких вызовов и угроз для этой системы, как кризис доверия и повышение конфликтности между различными международными акторами. Это включает санкционное противостояние, размывание основополагающих принципов международного права, обострение терроризма, экстремизма и гонки вооружений,активизация гибридных, кибер, торговых и валютных войн и т.д.
В связи с этим концепция дополнена новыми принципами внешней политики страны, включая содействие построению стабильного, справедливого и демократического мирового порядка, продвижение внешней открытости государства и неразрывную связь безопасности и развития на всех уровнях международных отношений. Некоторые же из прежних принципов получили расширенное толкование. В частности, равенство всех государств мира представлено в качестве равноправной интеграции в мировое политическое, экономическое и гуманитарное пространство. А коллективное решение международных проблем и конфликтов рассматривается как мультилатерализм, «направленный на формирование коллективного видения и эффективных подходов международного сообщества к решению широкого круга глобальных и региональных проблем на основе многосторонних консультаций и соглашений».
В связи с этим особенными характеристиками внешней политики Казахстана являются преемственность и эволюционность курса, ее предсказуемость и приверженность стабильности заключенных международных договоров, принципов и принятых на себя обязательств. Эти свойства присущи только состоятельному и устойчивому государству, намеревающемуся войти в число наиболее развитых стран мира - цель, которая являлась приоритетом внешней политики Елбасы", - считает Айдар Амребаев.