Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Новый пакет политических реформ в Послании Президента

14.09.2021, 08:24
Новый пакет политических реформ в Послании Президента

1 сентября 2021 года Глава государства выступил с новым Посланием «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны». В нем представлены конкретные решения актуальных вопросов, волнующих казахстанцев. Это подтверждается и оценками экспертов.

Большое внимание в Послании уделено дальнейшей политической модернизации. Президент выдвинул очередной, уже четвертый по счету, пакет политических реформ. Этим он еще раз продемонстрировал последовательность своего стратегического курса на осуществление поэтапных политических преобразований.

В течение всего двух лет Касым-Жомарт Токаев на регулярной основе предлагал различные инициативы, направленные на повышение конкурентности и транспарентности политического процесса.

Большинство из них уже успешно воплощаются на практике. Только в рамках политических реформ было принято 10 законов. В ближайшие месяцы планируется рассмотрение еще нескольких законопроектов в Парламенте.

При этом часть президентских инициатив реализована в достаточно сжатые сроки. Несмотря на высокий темп проводимых преобразований, все они имеют четкую последовательность. В этой связи хотел бы выделить ключевые аспекты всех четырех пакетов политических реформ Президента.

Первый пакет политических реформ

Первый пакет реформ был представлен Главой государства 20 декабря 2019 года на втором заседании Национального совета общественного доверия. Он был подготовлен с учетом предложений членов НСОД.

В него вошли инициативы по изменению порядка организации мирных собраний с разрешительного на уведомительный принцип, снижению регистрационного барьера для создания партий с 40 до 20 тысяч человек, внедрению тридцатипроцентной квоты для женщин и молодежи в избирательных списках партий, введению института парламентской оппозиции.

Большое значение имело предложение о начале процедуры присоединения ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Кроме того, необходимо отметить решения, направленные на декриминализацию статьи 130 и гуманизацию статьи 174 Уголовного кодекса, смягчение финансовых ограничений в отношении лиц, отбывших уголовное наказание по статье 174 Уголовного кодекса и имеющих положительное заключение правоохранительных органов.

В целом инициативы К.К. Токаева в рамках первого пакета политических реформ получили высокую оценку со стороны международных партнеров.

К примеру, бывший президент США Дональд Трамп в своем поздравительном письме по случаю первой годовщины президентства Касым-Жомарта Токаева высоко оценил «амбициозную программу реформ, проводимых в Казахстане, благодаря которым в стране происходит политическая модернизация». Он подчеркнул, что «США полностью поддерживают меры по повышению доверия населения к государству и защиту глобальных свобод, которые во все времена были столпами прогрессивного и динамичного общества». В свою очередь Президент Франции Эммануэль Макрон в своем поздравительном послании ко Дню Независимости РК в декабре 2020 года особо выделил подписание Казахстаном Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

В настоящее время все инициативы первого пакета политических реформ полностью реализованы.

Второй пакет политических реформ

Данный пакет политических инициатив был выдвинут 1 сентября 2020 года в рамках Послания Президента. Было заявлено о необходимости проведения прямых выборов акимов сельских округов с 2021 года, разработки новой Концепции развития местного самоуправления и Закона «Об общественном контроле», а также создании единого института онлайн-петиций.

Отдельным направлением шел блок по защите прав человека. Президент особое внимание уделил принятию мер по защите детей от кибербуллинга и присоединению к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка. Были поставлены задачи по приведению национального законодательства по борьбе с пытками в соответствие с передовыми международными нормами, а также совершенствованию практики досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с торговлей людьми.

Третий пакет политических реформ

15 января 2021 года, на открытии первой сессии Парламента VII созыва, Глава государства инициировал третий пакет реформ. Он включал такие новшества, как снижение порога прохождения в Мажилис для политических партий с 7 до 5%, внедрение графы «против всех» в бюллетенях на выборах всех уровней, введение выборности районных акимов. Кроме того, он предусматривал внедрение «Индекса развития молодежи», совершенствование системы общественного контроля, законодательное оформление института онлайн-петиций, разработку мер для стимулирования благотворительной деятельности, принятие отдельного Закона об Уполномоченном по правам человека и укрепление его аппарата.

По мнению Уполномоченного по правам человека Эльвиры Азимовой, разработка и принятие Закона «Об омбудсмене» позволят обеспечить определенные законодательные условия как для расширения его собственных статуса и полномочий, так и для обращения к нему заинтересованных граждан. Создание же на местах региональных омбудсменов будет способствовать оперативному реагированию и принятию мер по отдельным ситуациям, связанным с конкретными нарушениями прав человека.

Изменения и поправки в законодательство касательно снижения порога прохождения политических партий в Мажилис и введения графы «против всех» были отражены в Конституционном законе РК «О выборах в Республике Казахстан», который был подписан Главой государства 24 мая 2021 года.

Динамика и содержание политических преобразований, проводимых в Казахстане, нашли широкий позитивный отклик в международном сообществе. В частности, в апреле 2021 года государственный секретарь США Энтони Блинкен в ходе телефонного разговора со своим казахстанским коллегой – министром иностранных дел РК Мухтаром Тлеуберди – выразил твердую поддержку Плана политических реформ Президента Касым-Жомарта Токаева.

Четвертый пакет политических реформ

Инициированный Президентом четвертый пакет политических реформ является логическим продолжением ранее выдвинутых и реализуемых инициатив.

В частности, в Послании была прямо обозначена необходимость законодательного закрепления нормы об обязательном учете тридцатипроцентной квоты для женщин и молодежи при распределении депутатских мандатов.

Предложено расширить перечень квотируемых категорий граждан и предусмотреть в избирательных списках обязательную квоту для лиц с особыми потребностями.

Указано на важность разработки эффективного механизма поддержки гражданских инициатив в сельской местности.

Поручено принять конкретные меры по соблюдению прав и обеспечению безопасности правозащитников, а также гармонизации норм Уголовного кодекса РК с положениями Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Отдельно Президент отметил необходимость поддержки экономических и политических позиций женщин в обществе. В этой связи он предложил внести изменения в Концепцию семейной и гендерной политики. Более того, особый акцент был сделан на усилении работы по предотвращению и пресечению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особенно оставшихся без попечения родителей.

Все политические инициативы четвертого пакета будут осуществлены в рамках Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».

В совокупности четыре пакета политических реформ являются отражением последовательной и комплексной политики Главы государства в этом направлении. Они тесно взаимосвязаны с реформами в экономической сфере и системе местного государственного управления, а также процессом цифровизации государственных услуг.

Так, если рассматривать реформу местного государственного управления, то, начиная с 2018 года, в 1 055 сельских округах численностью населения свыше 2 тысяч человек началось внедрение самостоятельного бюджета, или бюджета четвертого уровня. В 2020 году такой подход начал применяться во всех сельских округах.

Прежде чем внедрить этот механизм в сельской местности, осуществлены инвентаризация и государственная регистрация в органах юстиции 82 тысяч объектов недвижимого и движимого имущества, которые ранее не облагались налогом. Были актуализированы базы данных уполномоченных органов, и устранено 2,4 миллиона некорректных данных, а также интегрированы информационные системы и базы данных министерств финансов, внутренних дел, юстиции, сельского хозяйства и Государственной корпорации «Правительство для граждан».

В результате внедрения бюджета четвертого уровня села получили дополнительные виды налоговых и неналоговых поступлений, у сельчан появились новые инструменты контроля расходов.

Кроме того, в 2017-2019 годах в разных регионах страны было проведено 4 республиканских форума, 46 обучающих и кустовых семинаров для акимов сельских округов и сотрудников их аппаратов, задействованных в бюджетном процессе. Всего обучение прошли более 3,5 тысяч человек.

В целом, эти решения расширили самостоятельность и финансовые возможности сельских округов. И уже после того, как на местах были предприняты меры по укреплению экономического потенциала сел, был осуществлен переход к прямой выборности сельских акимов. Выборы состоялись 25 июля 2021 года в более чем 700 сельских округах. До конца года выборы пройдут в еще около 70 сельских округах. Другие акимы будут избраны по мере истечения их полномочий. Таким образом, фактически за год были внедрены прямые выборы сельских акимов, которые постепенно становятся частью общественной жизни.

Еще одним примером последовательности политических реформ являются инициативы по введению квот для женщин и молодежи в избирательных списках.

В декабре 2019 года Президент предложил ввести тридцатипроцентную квоту для женщин и молодежи в избирательных списках партий. Для этого были приняты соответствующие поправки в законодательство. Осенью 2020 года для участия в очередных парламентских выборах политические партии начали формировать списки с учетом квоты для женщин и молодежи.

Внедрение этой нормы, которая заработала на январских выборах в Мажилис и маслихаты всех уровней, открыло дополнительные возможности для повышения политического участия этих категорий граждан. Она заработала на январских выборах в Мажилис и маслихаты всех уровней. К примеру, до этих выборов из 3 335 мест в маслихатах только 740 занимали женщины, а молодые люди до 29 лет – всего 53, и то, по словам сенатора Ляззат Сулеймен, 44 из них – в районных маслихатах.

Поэтому данная норма, безусловно, способствовала более широкому вовлечению женщин и молодежи в общественно-политические процессы в стране, что подтверждают итоговые протоколы избирательных комиссий по итогам прошедших выборов.

Однако, следует отметить, что некоторые партии подошли к заполнению данной квоты декларативно, имея определенный дефицит кадров и новых лиц. Поэтому Глава государства в своем текущем Послании указал на необходимость внедрения нормы об обязательном учете тридцатипроцентной квоты для женщин и молодежи при распределении депутатских мандатов. Она дает возможность политическим партиям проводить долгосрочную работу по привлечению в свой актив женщин и молодежи.

Резюмируя, можно отметить, что в Послании озвучены важные инициативы, направленные на продолжение политических преобразований, повышение открытости политической системы, развитие плюрализма.

Ерлан КАРИН, помощник Президента Республики Казахстан

Новости партнеров
×