Проблемы казахстанской науки, цифровые вузы и квалифицированная безработица – интервью с Саясатом Нурбеком
Саясат Нурбек стал министром науки и высшего образования 11 июня 2022 года.
На юбилейной сессии Национальной академии наук Касым-Жомарт Токаев предложил разделить МОН РК на два ведомства — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. 11 июня 2022 года главой второго назначили Саясата Нурбека. Редакция Liter.kz поговорила с ним о проблемах, которые назрели и в науке, и в высшем образовании Казахстана, а также узнала о планах министра на его посту.
— Саясат Нурбекович, когда МОН разделили на два ведомства, одно из самых часто высказываемых опасений звучало, что они не смогут выстроить координацию друг с другом. Прошло время — насколько обоснованными были опасения?
— Считаю, что решение о создании профильного министерства, курирующего вопросы высшего образования и науки, которое было озвучено главой государства, было верным. Так как решения многих задач, обозначенных президентом, напрямую зависят от качества подготовки кадров и результативности научных разработок. И, как показало время, без акцентированного внимания к этой сфере трудно достигнуть прогресса.
— Расскажите, как выстраивается работа с частными вузами, особенно учитывая частые скандалы с лишением образовательных лицензий? Ужесточите требования или усилите мониторинг?
— Разумеется, министерство стремится держать на контроле качество высшего образования, и для этого принимаются необходимые меры. При выявлении нарушений в вузах МНВО будет отзывать лицензии. Но моя цель заключается не в разрушении действующей системы, а в ее эффективном реформировании. В частности, была проведена форсайт-сессия с участием ректоров, где обсудили наиболее актуальные вопросы высшего образования и науки, а также коллегиально выработали потенциальные решения ряда проблемных вопросов.
— Поговорим подробнее о высшем образовании. С начала сентября много жалоб на нехватку мест в общежитиях при вузах. Студенты говорили, что ночуют на улице и так далее. При этом Миннауки обещало разобраться в каждом случае. Со всем ли разобрались и как решали проблему?
— Все понимают, что в связи с демографическим ростом в Казахстане ожидается двойной наплыв абитуриентов. В связи с предварительными прогнозами МНВО принято решение на системной основе строить общежития на базе государственно-частного партнерства и создавать своего рода студенческий город.
Кроме того, для обеспечения студентов общежитиями у нас есть Дорожная карта по исполнению предвыборной программы партии AMANAT, в которой предусмотрен поэтапный ввод 50 тысяч мест до 2025 года, в Алматы до конца года введут в эксплуатацию пять общежитий. Среди них уже сейчас идет строительство двух общежитий на 500 койко-мест и реконструкция трех на 700 мест. Работы завершатся до конца года.
Наша задача – максимально подготовить образовательную инфраструктуру к ожидаемому росту количества абитуриентов.
— А стало ли больше жалоб от студентов, которым негде жить, после объявления частичной мобилизации в России. Казахстан принял многих мигрантов, и арендодатели нередко выселяли и устанавливали заоблачные цены на свое жилье. Как это отразилось на студентах? Помогли ли вы тем, кто остался без жилья?
— Министерство реагирует на подобные кризисные ситуации максимально оперативно. В частности, открыли оперативный штаб по обеспечению студентов жильем в критических ситуациях, куда можно обратиться по номеру +7 778 655 60 83. Во всех вузах действуют общественные приемные, куда за помощью могут обращаться студенты, их родители и преподаватели учебных заведений. Также в случае незаконного выселения или повышения стоимости аренды жилья можно обратиться за правовой помощью в call-центр Минюста по номеру 119 (для городского телефона) или 58-00-58 для Астаны и Алматы.
Помимо этого, в Казахстане функционирует единый сall-центр по вопросам сферы образования и науки. Его номер — 1450. Но при этом студентов, которые обращались к нам за помощью, мы заселили в хостелы.
— В числе устаревших образовательных трендов эксперты называют привычный classroom и одностороннюю передачу знаний (от учителя — ученику). Вы согласны с этим?
— Для начала отмечу, что ввод любых новых инициатив должен зарождаться не в стенах аппарата министерства, а исходить из "самого низа". Современная стратегия министерства должна вырабатываться коллективно и путем диалога со всеми стейкходлерами, и вот только тогда будут обновлены все устаревшие образовательные настройки.
— Что в традиционном образовании, по-Вашему, устареет в ближайшие пять лет? А что останется актуальным надолго?
— "Новой нормой" в повседневной университетской жизни станут "цифровые университеты". К примеру, количество зарегистрированных пользователей онлайн-платформы Coursera в период пандемии возросла в три раза и составила более 90 млн пользователей, а это, напомню, больше половины общего количества студентов в мире. Цифровизация образовательного пространства уже стала реальностью, и нашей стране крайне важно не отставать от мировых трендов в этой сфере. Соответственно, устаревшими я бы признал некоторые методологии преподавания, которые требуют полного переформатирования.
— Одна из главных проблем наших вузов — выпуск "квалифицированной безработицы". Как вузам перестроить свою работу, чтобы выпускать востребованных и конкурентоспособных специалистов?
— Ответ очень прост: система подготовки кадров в вузах страны должна соответствовать структуре ее экономики в региональном и отраслевом разрезе. Вполне логично, если локальные вузы выстраивали бы свои учебные программы, исходя из потребностей местных крупных предприятий и специализации области, тогда мы не только значительно повысили бы шансы студентов на трудоустройство, но и обеспечили регионы нужными кадрами.
— Согласны ли Вы с тем, что массовое образование все меньше оправдывает себя и современной молодежи нужен индивидуальный подход? И можно ли это обеспечить в условиях традиционного высшего образования?
— Согласен — в современном обществе проблема самоопределения и самоутверждения личности молодого человека является сверхактуальной и одной из приоритетных государственных задач. Индивидуализированное обучение — одна из современных тенденций профессионального образования в Казахстане и предполагает дозировку объема учебного материала в соответствии со способностями обучаемых. Данный вопрос находится в разработке ведомства.
— В связи со строительством в Казахстане АЭС как планируете готовить специалистов? Заключили ли договоры об обучении наших студентов и работников с зарубежными университетами и учебными заведениями?
— В Казахстане достаточно вузов, которые готовят хороших специалистов и имеют программы с Московским инженерно-физическим институтом. К примеру, КазНУ имени аль-Фараби. Разумеется, мы не ограничиваемся обучением в родных стенах, и для подготовки специалистов для атомной промышленности рассматриваются вопросы обучения и за рубежом: в частности, это Америка, Европа, Россия и другие страны.
— В конце сентября аким Астаны Алтай Кульгинов сказал, что нужно построить педагогический институт в столице и что его проект уже одобрили в правительстве. На какой стадии находится проект, можете ли о нем рассказать подробнее?
— С учетом демографического роста населения в последние годы отмечается потребность в педагогических кадрах в стране. Для решения данного вопроса в настоящее время прорабатывается вопрос создания международного университета в Астане. На базе данного университета ожидается подготовка кадров по педагогическим и инженерным направлениям на основе передовых международных практик. Планируется привлечение бизнес-партнеров и зарубежных вузов к стратегическому партнерству. В том числе ведутся переговоры с BI Group, Michigan State University и другими. Сейчас данный проект находится на стадии обсуждения.
— Теперь — о науке. Назовите самую большую проблему казахстанской науки.
— В отечественной науке имеются системные проблемы: низкий уровень финансирования — 0,13% от ВВП, уменьшение количества ученых, устаревшая научная инфраструктура, слабая связь науки с производством, проблемы с академической честностью и наличие так называемых групп влияния. Вместе с тем последовательно и комплексно ведется работа по решению обозначенных проблемных вопросов и реформированию сферы науки. Решены вопросы, которые более десяти лет поднимались научным сообществом.
Так, принятые изменения в законодательстве о науке предусматривают кардинальные улучшения в вопросах финансирования и администрирования науки. А именно:
- введен новый вид финансирования научных институтов, осуществляющих фундаментальные исследования;
- законодательно предусмотрена оплата труда ведущих ученых;
- пересмотрен подход к программно-целевому финансированию науки;
- увеличены сроки финансирования исследований с трех до пяти лет;
- введены специальные гранты для постдокторантов;
- для развития потенциала ученых запущен уникальный проект по выделению 500 грантов для прохождения стажировок и повышения квалификации ученых в мировых научных центрах по аналогии с программой "Болашак".
— В 90-е годы в Казахстане насчитывалось около 40 тысяч ученых. А сейчас, согласно последним данным, — чуть более 22 тысяч. Почему так произошло?
— Развитие науки любой страны определяют четыре основных фактора. Это кадровый потенциал, объем финансирования, связь науки с реальным сектором и качество администрирования.
На сегодня в Казахстане работают 21 617 ученых. 35% исследователей имеют ученую или академическую степень – это 1 652 доктора наук, 3 838 кандидатов наук, 1 952 доктора PhD и 55 докторов по профилю. 35% ученых — до 35 лет; 42% — от 35 до 54 лет; 23% — старше 55 лет. Таким образом кадровый потенциал сокращен в два раза (1991 год — 40,8 тыс., 2021 год — 21,8 тыс.). Кроме того, есть и слабое воспроизводство кадров: молодые ученые — 34%, приток молодежи уменьшился до 7%, достигли пенсионного возраста — 15%.
Вместо с тем за последние 30 лет сохранены ведущие научные школы, сформирована новая модель администрирования и финансирования науки, получили развитие институты научно-технической экспертизы, национальных научных советов, была начата коммерциализация результатов научной и научно-технической деятельности. Свой вклад в сохранение лучшего наследия казахстанской науки вносит Национальная академия наук.
— Что вы, как министр, намерены предпринять, чтобы исправить вышеописанную ситуацию?
— В целом я должен отметить, что сейчас принимаются системные меры по развитию науки. Мы понимаем, что дальнейшие успехи нашей страны будут все больше зависеть от повышения качества отечественной науки.
Так, в широком взаимодействии с научным и экспертным сообществом был разработан блок "Наука" в Национальным проекте "Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций", в котором реализуются четыре направления по развитию науки. Национальный проект принят 12 октября 2021 года.
25 мая 2022 года утверждена и реализуется Концепция развития науки до 2026 года.
Как я уже отметил, на сегодня в рамках данных документов системы государственного планирования нами определен ряд ключевых направлений развития науки, это:
- укрепление кадрового и научного потенциала ученых;
- модернизация научной инфраструктуры и развитие институтов;
- развитие экосистемы коммерциализации РННТД;
- планирование и координация научно-технологического развития.
Также вдвое возросло финансирование науки из республиканского бюджета, начаты модернизация и институциональное развитие научных организаций.
Все принимаемые меры направлены на повышение конкурентоспособности казахстанской науки и увеличение ее вклада в социально-экономическое развитие Республики Казахстан для решения прикладных проблем национального уровня.
— Каким областям науки Казахстана не хватает исследовательских мощностей — ученых, финансирования и так далее?
— В Казахстане, как вы знаете, имеются признанные научные школы, сильный научно-технический потенциал по таким отраслям, как металлургия, АПК, химическая отрасль. Очень сильны наши позиции в теоретической физике, химии, биотехнологии. Развитие космической отрасли дает прогресс космической науке. В биотехнологиях мы начинаем конкурировать с лучшими научными продуктами.
Это наш задел. Вместе с тем надо понимать, что новый век несет новые технологии и нужны научные проекты в этих областях. Это развитие искусственного интеллекта, внедрение киберфизических систем в производство, "интернета вещей" и нейротехнологии. Согласно актуальным вызовам современности наука Казахстана реализуется по 10 приоритетным направлениям развития науки на 2023- 2025 годы.
Говоря проще, в предстоящий период приоритетные научные направления будут исходить из международных тенденций и наших национальных задач.
— Как можно мотивировать молодежь заниматься наукой? Приносить пользу обществу — звучит прекрасно и благородно, но человек не воздухом питается, да и статус ученого обязывает выглядеть определенным образом.
— Заниматься наукой должно быть интересно, престижно и выгодно как с материальной точки зрения, так и с точки зрения престижа в обществе. И в рамках укрепления кадрового потенциала науки по Нацпроекту мы ставим задачу увеличить численность в 1,5 раза до 2025 года. Запланирован прирост количества ученых и молодых ученых на 50%. Для умножения научного кадрового потенциала увеличены вдвое оклады ученых, введено прямое финансирование НИИ, занимающихся фундаментальными исследованиями.
Также для поддержки и стимулирования молодых ученых в рамках проекта "Жас ғалым" выделены 1 037 грантов для молодых ученых на научные исследования и для постдокторантуры. Ежегодно выделяются 500 грантов на международные стажировки. В 2021 году 400 ученых направили в мировые научные центры. С 2020 года ежегодно вручаются 50 премий "Лучший научный сотрудник". Для стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов создана Научная ассоциация студентов и магистрантов.
За последние три года увеличены гранты на докторантуру. Повышена стипендия докторантов до 195 тысяч тенге.
В результате проведенных мер ожидается закрепление в науке одной тысячи человек с ученой степенью ежегодно.