Проекты, направленные на улучшение доступа к качественному образованию, представили в Акмолинской области
Пилотный проект организован под эгидой партии AMANAT.
В селе Караоткель Целиноградского района Акмолинской области прошла презентация в рамках инициативы “Baquatty Audan”, направленной на улучшение доступа к качественному образованию. Пилотный проект организован в Целиноградском районе консорциумом фондов ESEN Foundation, ANSA и BAQ под эгидой партии AMANAT при поддержке акима Акмолинской области, передает Liter.kz.
Основная цель инициативы – обеспечить каждому жителю Казахстана, независимо от места проживания, доступ к качественному образованию, здравоохранению и равным возможностям.
В районе действуют 48 школ, из которых шесть построены в этом году. В декабре запланирован ввод в эксплуатацию еще одной школы. Сегодня в этих школах обучается более 20 тысяч детей. Несмотря на улучшение инфраструктуры, существует отставание школьников района по уровню функциональной грамотности. Чтобы сократить разрыв между сельскими и городскими школами, инициатива призвана обеспечить доступ к качественному образованию для сельских детей уже сейчас.
“Наша задача – способствовать развитию человеческого капитала в регионе, предоставив доступ к передовым образовательным практикам и ресурсам сразу для всех школ района. Проблема существенного разрыва между сельскими и городскими школами Казахстана на протяжении нескольких лет поднимаются регулярно, но, увы, проблема эта по-прежнему остается болезненной и актуальной. Поэтому при проектировании мы приглашаем ведущих ученых, методистов, практиков, организации, разделяющие ценность и понимающие необходимость обеспечивать доступ сельских детей к качественному образованию “здесь и сейчас”, а не потом когда-нибудь, чтобы уже сегодня сельские школьники имели возможность обучаться и развиваться так, чтобы быть успешными и конкурентоспособными в будущем. Мы стараемся выработать и апробировать новые подходы и прагматичные решения, которые, в случае успешной реализации, способны стать социальной инновацией, социальной франшизой для дальнейшего распространения”, – отметила руководитель проектов по образованию ESEN Foundation Камила Башарова.
“Частный сектор, включая фонды ЕСЕН и Анса, активно инвестирует в улучшение образования и здравоохранения – сфер, традиционно гарантируемых государством. Эти локальные инициативы важны тем, что в обеспечение общественного блага вовлекаются не только государственные структуры, но и частный сектор. Президент неоднократно подчеркивал необходимость сокращения разрыва в качестве образования между городом и селом. Проект, нацеленный на поддержку учителей и предоставление детям качественного, разнообразного дополнительного образования, учитывающего их таланты и интересы, играет значительную роль. Мы надеемся, что он принесет те результаты, к которым стремится”, – сказал директор Академии политического менеджмента Елдос Нурлан.
Образовательные проекты ориентированы на развитие компетенций руководителей, педагогов и учеников:
1. Развитие профессиональных и личностных компетенций у руководителей и педагогов школ. В нем участвуют управленческие команды сельских школ – 30 директоров и 60 их заместителей, которые будут внедрять новые методы управления и планирования в свою практику. Помимо улучшения качества образования, проект формирует кадровый резерв для дальнейшего развития образовательной системы района. Партнер проекта - Центр педагогического мастерства Назарбаев Интеллектуальных Школ.
Заместитель директора Центра педагогического мастерства Толкын Айдосова: «В рамках проекта проводятся исследования профессиональных потребностей педагогов региона, обучение 90 руководителей и 500 учителей-предметников, курсы по развитию функциональной грамотности школьников, а также тематические семинары, вебинары и, что особенно важно, организуется пост-курсовое сопровождение участников».
2. Сельская педагогическая академия создается для поддержки устойчивых и качественных изменений в системе образования через формирование профессионального сообщества учителей и руководителей, готового к совместному и взаимному обучению и развитию, где соблюдается принцип РАВНЫЙ-РАВНОМУ. Научно-методическое сопровождение проекта осуществляет Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, а менторами выступают ведущие директора и педагоги-практики со всей страны.
“Если директор школы предъявляет высокие требования и стандарты к себе, то шансы, что стандарты не останутся просто декларацией, а станут выполняться на практике, занчительно возрастают: успех школы — не случайность. Это результат высоких стандартов, задаваемых лидером”, – подчеркнула ментор проекта “Сельская педакадемия” Куралай Байтажикова.
Отметим, что в проектах участвуют тысяча педагогов из всех 48 школ района, что предоставляет каждой сельской школе и каждому педагогическому коллективу возможность создать атмосферу самообучающейся организации.
Кроме этого, в школах сел Кызылжар и Талапкер запускается пилотный проект Центра дополнительного образования на селе “5SANDYQ”, где дети смогут заниматься в кружках и секциях творческой, спортивной, естественно-научной, технической и цифровой направленности. Уже в 2024 году более тысячи детей получат возможность для дополнительного образования, развития своих таланты, способностей и навыков. К 2026 году планируется охватить до 20 тысяч школьников.
“Развивая компетенции в геномике, в искусственном интеллекте, мы надеемся вдохновить сельских школьников на смелые открытия и увлекательное будущее, в построении которого они смогут стать полноправными участниками”, – подчеркнул партнер проекта по развитию дополнительного образования на селе “5 SANDYQ” Габит Бекахметов.
Представители ESEN Foundation отметили, что в районе также планируется проведение ряда конкурсов, турниров и состязаний, в которых смогут принять участие не только дети и учителя, но и родители, а также другие жители сельских общин.
Отметим, инициатива “Baquatty Audan” нацелена на системное и устойчивое повышение качества жизни в сельской местности с возможностью распространения успешных решений на другие регионы. Пилотный запуск проводится в Целиноградском районе с учетом выявленных местных потребностей. Инициатива включает портфели проектов в области образования, здравоохранения и инклюзии.
В сфере здравоохранения планируется запуск программы “Білімді Маман” для повышения квалификации медицинских работников, а также развитие телемедицины и мобильных медцентров для оказания помощи 50 тысячам сельчан.
В рамках проекта по инклюзии создаются специализированные кабинеты для детей с особыми потребностями и готовятся квалифицированные специалисты, чтобы обеспечить доступ к обучению для всех. Сейчас открыты 4 кабинета поддержки инклюзии в школах сел Кызылжар, Оразак, Караменды Батыр и Ыбырая Алтынсарина.