Прямые выборы акимов сельских округов Казахстана сквозь призму бюджетных отношений
Гражданам предоставлено право самим избирать своего акима - акима, который знает проблемы изнутри и «слышит» своих земляков, передает Liter.kz.
Эксперт Института общественной политики партии Nur Otan Косман Кажкенов считает, что главная задача данной реформы - вовлечение граждан в местное самоуправление с целью создания действенной системы местного самоуправления. Несомненно, одним из ключевых элементов развития такого самоуправления является местный бюджет.
Местный бюджет - это повышение как самостоятельности, так и ответственности сельского акима и схода местного сообщества.
Становление местного самоуправления - это многоэтапный процесс, при этом следует отметить, что в Казахстане сформирована экономическая основа местного самоуправления.
С 2018 года внедрен новый уровень – IV уровень бюджета (бюджет города районного значения, села, поселка и сельского округа), в который были переданы семь видов налогов и платежей, то есть платежи стали поступать в доходную часть сельского бюджета напрямую.
В расходной части появились полномочия по 19-ти направлениям. Кроме того, был образован институт «коммунальной собственности» с предоставлением права сдачи их в аренду, что является дополнительным источником доходов.
Какие изменения внесены и планируется внести в целях расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти и укрепления IV уровня бюджета?
Так, с 2021 года в бюджет IV уровня переданы дополнительно четыре вида налогов и платежей:
- единый земельный налог;
- плата за пользование земельными участками;
- поступления от продажи земельных участков;
- плата за продажу права аренды земельных участков.
Дополнительно планируется передача восьми функций с районного уровня на уровень села – разработка и утверждение правил благоустройства, осуществление организации выставочно-ярморочной деятельности и так далее. В планах также создание резерва аппарата акима села, средства которого по инициативе местного сообщества будут направляться на неотложные затраты. Помимо этого, аппаратам акимов села предоставят возможность корректировать свои бюджеты в объеме не более определенного процента от бюджета.
Кроме того, введена уточняющая норма в Бюджетный кодекс, не допускающая изменения объемов трансфертов общего характера между бюджетами района и сельского округа в течение финансового года. Другими словами, объемы утверждаются один раз и не подлежат изменению в течение указанного периода.
Таким образом, у акимов сел будет заинтересованность увеличивать налогооблагаемую базу без опасения уменьшения субвенций или увеличения изъятий.
Принятие новых мер по укрупнению IV уровня бюджета позволит более эффективно планировать и распределять средства с учетом интересов населения, что, в свою очередь, повысит уровень ответственности и компетентности аппаратов акимов сел.
По итогам первых прямых выборов акимов сел кандидаты от партии Nur Otan победили в 86% округов. Предвыборная программа каждого кандидата от партии была сформирована не только на основе запросов и предложений сельских жителей, но и с учетом их фактических финансовых и административных ресурсов.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» обозначил, что необходимо вовлекать местное население при формировании местных бюджетов, а также поручил, чтобы местные власти стали экономически более самостоятельными в решении задач именно местного значения.
Как показывает мировая практика, активность самих граждан в планировании и подконтрольности местных органов власти в исполнении бюджета способствует улучшению условий жизни граждан.