Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Цифровой аутизм: на что обращать внимание, если ребенок не расстается с телефоном

Зависимость от социальных сетей намного хуже, чем наркомания.
04.08.2021, 13:18
Цифровой аутизм: на что обращать внимание, если ребенок не расстается с телефоном

Всемирная организация здравоохранения уже сформировала новые диагнозы, связанные с зависимостью от социальных сетей. Это цифровой аутизм, цифровая задержка развития и цифровая зависимость. В Казахстане таких диагнозов пока не ставят, хотя их уже можно отметить у некоторых людей. Подробнее об этом рассказала корреспонденту Liter.kz доктор психологических наук, профессор Раушан Каримова.

В 2021 году за одну минуту в глобальной сети создавалось 500 часов контента на YouTube, 695 тысяч сториз в Instagram и около двух млн просмотров. Пользователи также отправляют 197,6 млн писем в минуту и порядка 69 млн сообщений в мессенджерах. Такую статистику приводит Telegram-канал PornMap – Statistics.

Интернет и социальные сети прочно вошли в жизнь казахстанцев, они уже оказывают свое влияние на психику людей и могут провоцировать определенные отклонения, особенно у детей. В этом совершенно уверены психологи, они предупреждают, что лечения от сетевой зависимости не существует, хотя такое явление довольно часто можно наблюдать в Казахстане.

«Сама зависимость может формироваться на фоне определенных жизненных условий. К примеру, если это одинокий или обездоленный человек, он уходит в соцсети, чтобы найти там утешение. Здесь роль играют возраст, гендер, социальное положение и психическое состояние. В таких случаях нужно перенаправить свою энергию в другое русло, а не на интернет. Помочь в этом сможет специалист или близкий человек», - рассказала психолог.

Она добавила, что часто родители приводят к специалистам ребенка с просьбой избавить от такой зависимости, но при этом сами сидят, уткнувшись в телефон, и практически не участвуют в общем диалоге. Иногда мама разговаривает и начинает задавать вопросы психологу, а папа вообще отключен от процесса - он весь в телефоне и фактически приходит, чтобы просто занять стул. Получается, что на прием приходят родители, которые сами уже зависимы от своих телефонов.

Официальную статистику по зависимым от соцсетей людей никто не ведет, и в медицине еще нет такого заболевания. Но Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже сформировала градацию психических отклонений у людей – это цифровой аутизм, цифровая задержка развития и цифровая зависимость.

«В Казахстане никто, кроме меня, еще не ставит такие диагнозы, хотя потом они идут просто в общую статистику. Цифровой аутизм в основном наблюдается у детей. Это когда изначально ребенок развивается вполне нормально, по своему возрасту, обычно до двух или трех лет, но потом он подсаживается на телефон, и все - внешний мир ему больше не нужен. Ребенок уже не отзывается на свое имя и перестает разговаривать. Он становится безучастным ко всему. Это лицо, которое не выражает ни одной эмоции», - пояснила Каримова.

При этом стоит ему увидеть, как мама достает телефон, он сразу кидается к нему и с головой уходит в него. В такие моменты ребенок может оживляться, улыбаться, кивать головой и смеяться. Он будто начинает жить своей полноценной жизнью. Это и есть цифровая зависимость.

Казахстанские врачи в таких случаях обычно просто ставят диагноз «аутизм». Хотя, по словам психолога, цифровые отклонения имеют свои особенности и требуют совершенно другой коррекции.

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Изначально дело даже не в том, что дети сидят в социальных сетях: они могут просто смотреть мультики, но соцсети сами находят их. К примеру, после мультика те же герои начинают задавать вопросы или предлагают перейти дальше по каким-то ссылкам или задают темы для дальнейшего общения. Затем, когда сеть определит примерный возраст ребенка и круг его интересов, она начинает очень быстро вовлекать его в виртуальное общение, которое чередуется просмотрами каких-либо мультфильмов или роликов.

«Социальные сети хуже, чем наркотик. Потому что за наркотиком подросток должен еще идти куда-то и иметь деньги, чтобы его купить. А соцсети есть у каждого в руках, и доступ к ним дают родители, чтобы ребенок сидел в одном месте и не шумел, не бегал», - подчеркнула врач.

Таким образом, соцсети и вообще телефон превратились в своего рода "немого воспитателя", который все подчиняет своим требованиям. Ведь даже самая разумная программа или обучающее видео – это всегда игра в одни ворота. Вы никогда не видите человека вживую, но для него важно приковать внимание к себе и заставить подчиняться.

У детей, которые увлекаются социальными сетями, резко уменьшается кругозор. Хотя сами родители обычно этого не замечают и считают, что, наоборот, ребенок многое познает через интернет. На самом деле, по словам Каримовой, этот кругозор поверхностный и не подразумевает общение, обмен информацией, измерение взаимоотношений, то есть нет никакой оценочной составляющей.

Фактически ребенок просто впитывает всю бессмысленную информацию, которая впоследствии превращается в его голове в такую же бессмысленную кашу. Бывает, что вполне разумная информация в сознании детей "мимикрирует" в какую-то дикую теорию. Поэтому все, что ребенок познает, требует корректировки и разъяснений со стороны родителей, это касается любого явления – природного, технического, инновационного или медицинского. Это особенно актуально в век насыщенности информацией.

«К примеру, если открыть YouTube, то там идут сплошь дикие катастрофы, побоища, смерти, и кажется, что весь мир находится в таком состоянии. У ребенка неустойчивая психика. Неустойчивость заключается в том, что он не может дистанцировать происходящее на экране и считает, что это может произойти и с ним. Все, что он слышит и видит в соцсетях, он воспринимает как реальность, которая может ему грозить», - пояснила психолог.

Соответственно, у ребенка очень быстро повышается порог тревожности и появляется высокая внушаемость, неврозоподобные явления, он может начать плохо спать по ночам. Для детской психики достаточно только один раз увидеть какую-либо ужасающую картину в интернете, чтобы она врезалась ему в память на долгие годы, и ее потом почти невозможно оттуда вытащить. Поэтому очень важно, чтобы дети получали разумную и возрастную информацию.

К сожалению, родители задумываются об этом, только когда уже видят, что ребенок увлекся соцсетями. Это становится явным, когда ваш малыш уже начинает смотреть на мир пустыми глазами, и как бы вы ни пытались его «разбудить», он будет смотреть на вас как на мебель.

Но при этом стоит родителю вытащить телефон и показать что-то в нем, ребенок сразу меняется и становится другим человеком. Если не давать гаджеты, то он начинает гоняться за телефонами родителей и сможет преодолеть все пароли и защиту, лишь бы зайти в виртуальный мир. Обычно в такие моменты родители только удивляются тому, какой он гений, он может сам все открыть, хотя это уже самая настоящая зависимость.

КАК ПОБОРОТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦСЕТЕЙ

Некоторые родители, осознав всю серьезность ситуации, идут кардинальным путем – просто забирают телефон, планшет и не разрешают смотреть телевизор. В результате ребенок целый день сидит в комнате и смотрит на пустую стенку. Что ему еще делать? Ведь пока он был увлечен соцсетям, грубо говоря, отупел и уже не может сам себя занять чем-то.

«Если у ребенка забирают телефон, то следует заполнить чем-то это время. "Чем?" - обычно спрашивают родители. Это должно быть занятие, соответствующее его возрасту», - отметила психолог.

Так, в каждом возрасте у детей есть своя ведущая деятельность:

  1. К примеру, если ребенку три-четыре года, то это сюжетная игра. То есть, если у него появилась зависимость, значит, нужно убирать гаджеты и играть с ним в ролевые игры.
  2. В дошкольном возрасте, в пять-шесть лет, ведущая деятельность – это общение со сверстниками, совместные игры, конструирование, лепка, робототехника или строительство. Этому нужно научить ребенка, важно делать это совместно. Это должны организовать сами родители.
  3. Если речь идет о школьнике, то следует заинтересовать его какими-то научными идеями - хотя бы тем же самым конструированием.

Родители должны понять самое главное - нет таблетки, что излечит от сетевой зависимости. Во-первых, здесь следует найти, чем увлечь ребенка, во-вторых, нужно максимально постараться уделять ему время. Нельзя оставлять чадо с собой один на один - конечно, ему будет скучно. В целом, по словам психолога, все занятия, которые были у детей еще до изобретения телефонов и соцсетей, остаются актуальными и являются главным спасением для ребенка.

19 июля 2021 года психолог научил казахстанцев правильно ссориться - подробнее об этом читайте здесь.

Ранее психологи рассказали казахстанцам, в чем же смысл жизни, и нужно ли его искать. Подробнее читайте здесь.

Новости партнеров
×