"Правительство намерено и дальше поддерживать бизнес": интервью с Романом Скляром
Транспортно-логистическая инфраструктура является одним из ключевых сегментов развития всей экономики страны.

Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр в интервью LITER рассказал о состоянии дел в отрасли, перспективных проектах и планах по улучшению бизнес-климата.
– Роман Васильевич, в контексте реализации масштабных инфраструктурных инициатив главы государства как Вы оцениваете состояние транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана на сегодняшний день? Какие основные проблемы в этой сфере Вы бы отметили?
– В целом состояние транспортно-логистической инфраструктуры отвечает текущим требованиям по перевозке грузов. Так, сформирована сеть из тринадцати эффективно действующих транспортных коридоров “5 ж/д и 8 авто”, которые позволяют обеспечить перевозку грузов по маршрутам Китай – Европа, Россия – Центральная Азия.
Вместе с тем для увеличения транзитных грузоперевозок, опережающего развития и улучшения состояния инфраструктуры проводится следующая работа. В сфере железнодорожного транспорта реализуются такие проекты, как строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты, обводной железнодорожной линии Алматы, Дарбаза – Мактаарал, железной дороги Бахты – Аягоз с открытием третьего железнодорожного погранперехода с КНР.
В ближайшее время планируется начать строительство новой железнодорожной линии Мойынты – Кызылжар, внедрение современных систем регулирования “автоблокировки” на участках Кызылжар – Саксаульская, Шалкар – Бейнеу, модернизация участков Бейнеу – Мангистау и Алтынколь – Жетыген.
Осуществляется ремонт магистральной железнодорожной сети. Так, в 2024 году силами КТЖ произведен ремонт 1430 километров железнодорожного полотна, в том числе 570 километров охвачено капитальным ремонтом. В текущем году планируется отремонтировать еще 1480 километров.
Отдельными ограничивающими факторами, влияющими на пропускную способность железнодорожной инфраструктуры, являются электрификация и преобладание однопутных участков.
Решение данных вопросов постоянно находятся на повестке дня. Однако решить их сиюминутно не представляется возможным из-за их капиталоемкости. Поэтому проводится планомерная работа по реализации проектов в сфере электрификации железных дорог и строительства вторых путей.
В сфере дорожного строительства в последние годы Казахстан демонстрирует положительную динамику в развитии своих автомобильных дорог, что стало результатом реализации масштабных инициатив главы государства.
Если в 2019 году доля республиканских дорог в нормативном состоянии составляла 89%, то к концу 2024 года этот показатель достиг 93%. Еще более впечатляющие изменения наблюдаются на местных автодорогах: за пять лет их доля в нормативном состоянии выросла с 75 до 89%.
Улучшение их состояния не только повышает безопасность движения и сокращает транспортные расходы, но и создает комфортные условия для граждан, стимулирует развитие регионов и укрепляет транзитный потенциал Казахстана. Работа в этом направлении продолжается.
– В Национальном инфраструктурном плане до 2029 года транспортная часть предполагает реализацию 59 проектов. Какие наиболее важные перспективные проекты транспортно-логистической инфраструктуры Вы бы обозначили?
– В рамках Национального инфраструктурного плана до 2029 года мы делаем ставку на масштабную модернизацию дорожной сети. Она должна стать ключевым фактором в развитии транспортно-логистического потенциала страны.
Наиболее значимыми проектами в этой сфере стали реконструкция стратегических транспортных коридоров Алматы – Астана, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Актобе – Кандыагаш и Атырау – Астрахань, а также строительство моста через Бухтарминское водохранилище.
В текущем году начинается реализация новых проектов, таких как реконструкция автодорог Караганда – Жезказган, Актобе – Улгайсын, Атырау – Доссор а также строительство обходов вокруг Сарыагаша, Кызылорды, Рудного и Петропавловска.
Таким образом, системное развитие дорожной инфраструктуры не только укрепляет транзитный потенциал страны, но и способствует созданию комфортных условий для граждан, развития бизнеса и привлечения инвестиций в экономику.
Как я уже отмечал ранее, не менее важным является реализация проектов железнодорожного транспорта, что позволит решить проблему инфраструктурных ограничений на определенных участках железнодорожной сети и увеличит пропускную способность.
– В какую сумму в целом оцениваются инвестиции в развитие транспортно-логистической инфраструктуры, каковы предполагаемые источники финансирования? Предполагается ли привлечение, к примеру, иностранных инвесторов?
– Финансирование будет осуществляться из различных источников, включая республиканский и местные бюджеты, а также внебюджетные средства.
Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвесторов и международных финансовых организаций, что позволит не только обеспечить необходимый объем инвестиций, но и внедрить передовые технологии и стандарты в строительство и реконструкцию транспортных сетей.
Так, до 2029 года на реализацию проектов в сфере дорожного строительства планируется привлечь порядка 5,8 триллиона тенге.
Стоимость реализации приоритетных железнодорожных проектов составляет более 1,6 триллиона тенге, часть из которых заемные средства.
– Транзитный потенциал Казахстана: как этот сегмент развивался в прошедшем году и каковы перспективы?
– В 2024 году реализован ряд мероприятий, направленных на развитие транзитного потенциала. Введен в эксплуатацию совместный казахстанско-китайский логистический терминал в сухом порту города Сиань в Китае. Это уже второй терминал, обеспечивающий консолидацию грузов в направлении Казахстана, в 2015 году был введен в эксплуатацию совместный терминал в Ляньюньгане. В прошлом году терминал обработал более 13 тысяч ДФЭ “20-футовый эквивалент” в направлении Транскаспийского международного транспортного маршрута “ТМТМ” и 4 650 ДФЭ в Среднюю Азию.
Ведется реализация инфраструктурных железнодорожных и автодорожных проектов, модернизация автомобильных пунктов пропуска.
За январь – декабрь 2024 года в транзитном сообщении через территорию Республики Казахстан перевезено более 34 миллионов тонн грузов, это на 6% больше, чем за 2023 год. В текущем году планируется сохранить динамику роста.
Также в прошлом году было охвачено ремонтными работами рекордные 12 тысяч километров автодорог, из которых основные работы завершены на 7 тысячах километров. Открыто движение по важнейшим магистралям, соединяющим крупнейшие регионы страны: Алматы – Караганда (879 км); Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км); Актобе – Атырау – Астрахань (607 км).
Завершена укладка нижнего слоя асфальта по проектам Калбатау – Майкапчагай, Кызылорда – Жезказган, Подстепное – Федоровка и Унеге – Бейсен – Сайхин. Впервые в истории отрасли за год уложено более пяти миллионов тонн асфальта, что значительно превысило показатель 2023 года – 3,5 млн тонн.
Кроме того, в эксплуатацию введены такие инфраструктурные объекты, как строительство дороги и путепровода на станции Шамалган протяженностью шесть километров, мост через Бухтарминское водохранилище длиной 1316 метров и тоннель на перевале Шакпак Баба в Туркестанской области протяженностью 840 метров.
Эти проекты стали важным шагом в развитии транспортной системы страны, обеспечив удобство и безопасность передвижения для миллионов граждан.
В текущем году планируется отремонтировать 13 тысяч километров дорог. Продолжается строительство начатых проектов, общей протяженностью 1083 километров. В их число входят дороги Калбатау – Майкапчагай (405 км), Курты – Конаев (67 км), Кызылорда – Жезказган (398 км) и Узынагаш – Отар (42 км).
Наряду с этим стартует реализация новых дорожных проектов протяженностью 1045 километров, среди которых Актобе – Улгайсын (234 км), Караганда – Жезказган (572 км), Атырау – Доссор (86 км) и обходы городов Сарыагаш (102 км), Рудный (17 км), Петропавловск (8 км), Кызылорда (26 км). Эти магистрали будут переведены в первую техническую категорию.
В целом в соответствии с поручением главы государства до 2029 года в стране будет реконструировано три тысячи километров автодорог.
– На днях представители бизнеса заявили об имеющихся административных барьерах, которые препятствуют вливанию частных инвестиций и реализации новых инфраструктурных проектов в отрасли. Какие шаги намерено предпринять правительство для улучшения бизнес-климата в стране?
– Правительство активно работает над созданием благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу транспорта, устранением административных барьеров, препятствующих реализации инфраструктурных проектов. Одним из примеров успешного привлечения инвестиций является проект Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги БАКАД, реализованный в рамках ГЧП.
Для финансирования масштабных проектов по реконструкции автомобильных дорог активно реализуется сотрудничество с международными финансовыми институтами, привлекая долгосрочные инвестиции.
Кроме того, в целях расширения оснований для строительства и эксплуатации железнодорожных путей частными инвесторами, разработаны законодательные поправки, предусматривающие строительство железнодорожных инфраструктурных проектов в рамках соглашений об инвестициях. Поправки находятся на рассмотрении Мажилиса Парламента.
Уже сегодня в рамках данного механизма ведется реализация новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз. Принятие поправок обеспечит развитие железнодорожной инфраструктуры в стране, а также придаст новый импульс для привлечения частных инвестиций.
В целом правительство намерено и дальше поддерживать бизнес, создавая прозрачные и удобные механизмы взаимодействия, совершенствуя законодательную базу и обеспечивая необходимые условия для эффективной реализации инвестиционных проектов в отрасли.
– Какие ожидания от реализации транспортно-логистического потенциала Казахстана: какие дивиденды получат как простые граждане, так и экономика страны?
– Транспортно-логистическая сфера играет ключевую роль в экономическом развитии любой страны мира. Это и улучшение логистики, влияющей на конкурентоспособность национального экспорта, и развитие транспортных коридоров, способствующих росту экономики, и ускорение торговых потоков.
Как показывает практика, одним из важных факторов в выборе страны своего пребывания крупными международными компаниями является развитая логистика. В целом для экономики это означает усиление межрегиональной и международной торговли, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, что в совокупности приведет к повышению уровня жизни населения и конкурентоспособности Казахстана на международной арене.
В целом реализация новых проектов обеспечит вклад в рост ВВП на уровне порядка 0,4–0,6%. И это не считая роста выручки от грузовых перевозок, который также внесет свой вклад в ВВП порядка 0,2%. По данным Бюро нацстатистики, за 2024 год объем валовой добавленной стоимости в секторе транспорта и складирования превысил 7,5 триллиона тенге, а его доля в структуре ВВП составила 5,6%.