Казахстан, по данным Всемирной организации здравоохранения, занимает третье место в мире по количеству самоубийств и лидирует среди стран Центральной Азии. Только за шесть месяцев 2021 года зарегистрировали 105 завершенных случаев детского суицида и 193 попытки самоубийства. Какая работа по профилактике суицидов проводится в Министерстве образования и науки РК, и почему дети все равно идут на отчаянный шаг, читайте в материале Liter.kz.
Проблема детского суицида хоть и стоит остро, но не все готовы о ней говорить. В школах, как правило, эту тему не затрагивают, если ребенок сам не обратится за помощью к психологу. Большинство родителей считают, что мысли о самоубийстве не могут возникнуть у ребенка, забывая, что подростковый период – сложное время для детей, в которое они становятся особенно уязвимы и ранимы.
По словам психолога Алтынай Муртазаевой, с проблемой суицидальных мыслей чаще всего обращаются подростки в возрасте от 11 до 18 лет. Они беспокоят практически каждого третьего ребенка.
Из-за чего у ребенка могут возникнуть мысли о самоубийстве:
Эмоциональная нестабильность.
Коммуникационные и социальные проблемы. Школьный буллинг. По статистике, ежегодно буллингу в Казахстане подвергаются 12% школьников.
Проблемы в отношениях с родителями. Непонимание со стороны родителей, отсутствие поддержки, конфликты.
«Именно плохие взаимоотношения с родителями становятся главной причиной возникновения суицидальных наклонностей у детей. Все начинается с родителей и проблем в семье. В некоторых семьях пренебрегают нуждами ребенка, дети чувствуют себя ненужными. У них сначала появляется нелюбовь, а потом и ненависть к себе. Когда спрашиваешь у ребенка, обращался ли он со своими проблемами к кому-то, говорил ли с близкими, большинство отвечают, что они не говорили об этом. Это свидетельствует о том, что родители просто не готовы выслушать ребенка», – сказала Алтынай Муртазаева.
Читайте также: Школьница из Арыси поучаствовала в суицидальной игре и порезала себе вены
От мыслей к действию. Что может подтолкнуть ребенка к суициду?
Предотвратить суицид ребенка можно, если во время заметить изменения в поведении. Суицидальным попыткам предшествует депрессия, ребенок становится замкнутым, подавленным. Тревожным сигналом выступают слова о постоянной усталости, нежелании жить. Но их чаще принимают за манипуляцию. Можно заметить признаки аутоагрессии (выплеск агрессивных эмоций, направленный на себя). Она проявляется в самообвинениях и нанесении себе телесных повреждений.
«Self-harm (самоповреждение) - когда ребенок сам себе наносит разные увечья, например, он полностью вырывает себе ресницы, на теле можно увидеть порезы. Если ребенку вовремя не оказали помощь и не проявили внимание, в любой момент любая мелочь может подтолкнуть к решению уйти из жизни», – рассказала психолог.
Обращать внимание на состояние ребенка должны не только дома, но и в школе. Ребенок готов идти на контакт и говорить о своих проблемах, если на них обращают внимание и находят правильный подход.
«Очень важна в этом вопросе психопрофилактика. Школа, родители и ребенок должны всегда взаимодействовать между собой. Учитель должен отходить от привычных шаблонов, что он просто дает знание детям, в школах не должно быть безразличия к детям. Но психологическая помощь должна также оказываться и учителям, чтобы не чувствовали выгорания», – высказала свое мнение психолог.
В ответе за запрос Liter.kz в МОН РК сообщили, что в 2021 году Комитетом по охране прав детей началось проведение обучающих семинаров для школьных психологов, направленное на улучшение качества их работы.
Читайте также: Суицид школьницы в Актобе: как на трагедию отреагировали в МОН РК
Что делает МОН РК для защиты детей от суицидов?
Создан Центр психологии, воспитания и развития личности на базе Национальной академии образования имени И. Алтынсарина. В дальнейшем там будут оказывать консультативно-методическую помощь педагогам-психологам.
Разрабатываются методические материалы для педагогов-психологов по вопросам защиты прав детей, в том числе профилактике суицидального поведения среди детей.
Для обеспечения психологической помощи детям разрабатывается законопроект о деятельности региональных психологических служб.
В Министерстве уже приняли План по оказанию поддержки педагогам-психологам школ по психологическому сопровождению.
Во всех регионах Казахстана на постоянной основе функционируют call-центры, кабинеты экстренной психологической помощи, молодежные центры здоровья, центры психологической помощи, в которые могут обратиться дети с проблемой.
В настоящее время в системе образования работают более 7 тысяч педагогов-психологов, которые оказывают помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Читайте также: Самоубийство ученика НИШ. Подруга погибшего рассказала свою версию гибели подростка
Несет ли учебное заведение какую-нибудь ответственность, если ученик покончил жизнь самоубийством?
В Казахстане любой факт самоубийства среди несовершеннолетних расследуется органами внутренних дел для выяснения причин и обстоятельств. Местные управления образования в школах проводят проверки воспитательной работы.
«Сложно говорить, кто несет ответственность, если все-таки ребенок покончил жизнь самоубийством. Мы не можем кого-то обвинять, я считаю, что каждый подобный случай должен расследоваться компетентными органами. Но чтобы не допускать подобного, изначально нужно проводить профилактическую работу и беседы с детьми», – уверена Алтынай Муртазаева.
В Казахстане в 2021 году подняли вопрос о закреплении понятия «буллинг» в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» и в Закон Республики Казахстан «Об образовании». О том, как помочь ребенку, над которым издеваются в школе, читайте здесь.