Решит ли Атамкулов проблему льготного автокредитования

В МИИР РК заявили, что разработали предложение об инвестировании в программу еще 150 миллиардов тенге. 

Акмарал Сакурова

Льготное автокредитование – единственная возможность для большинства казахстанцев приобрести машину. Однако многообещающая программа на деле не работает -  банки не дают кредиты, люди годами стоят в очередях. В ноябре глава МИИР РК Бейбут Атамкулов пообещал журналистам, что разберется с проблемой и восстановит субсидирование. Что изменилось после вмешательства министра, читайте в материале Liter.kz.              

«В этом направлении я, как министр, обещаю, что буду работать. Мы для отечественных производителей установили, то есть мы субсидируем процентную ставку банков второго уровня, чтобы вы могли купить отечественный автомобиль под 4%. Эта программа, над которой наше министерство работает», - заявил 17 ноября 2021 года глава ведомства в кулуарах Мажилиса Парламента.

На официальный запрос Liter.kz в ведомстве ответили, что МИИР планирует инвестировать в программу еще 150 миллиардов тенге.

«МИИР РК разработано государственное инвестиционное предложение по выделению бюджетных средств для кредитования АО «НУХ «Байтерек» с последующим кредитованием АО «Банк Развития Казахстана» для льготного автокредитования автомобилей при участии отечественных производителей на общую сумму 150 миллиардов тенге на 2022-2025 годы», - заявили в ведомстве.

Читайте также: Автосалоны Казахстана пустуют из-за дефицита автомобилей. Что происходит

В министерстве объяснили, что программа не удовлетворяет спрос казахстанцев, потому что сегодня она реализуется за счет возвратных средств. Нацбанк прекратил финансирование льготного автокредитования летом 2021 года.

«Финансовые средства, высвобождающиеся от погашений займов физических лиц, направляются банками второго уровня на финансирование новых физических лиц, тем не менее возвратные средства не позволяют обеспечить спрос на программу», - ответил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев.

Что такое льготное автокредитование

Программу льготного автокредитования под 4% в Казахстане запустили в 2015 году. За шесть лет банкам второго уровня выделили 82 миллиарда тенге для кредитования клиентов. Программа рассчитана на 20 лет и работает за счет револьверного финансирования уже выделенных ранее средств.

Условия программы льготного автокредитования:

стоимость одного легкового автомобиля составляет не более 15 млн тенге; срок кредитования – не более семи лет; номинальная ставка вознаграждения для конечного заемщика не должна превышать 4,0 % годовых; при погашении конечным заемщиком займа перед БВУ допускается повторное кредитование покупателей легкового автотранспорта отечественного производства за счет возвращенных средств.

С момента запуска программы казахстанские банки выдали 29 330 займов на сумму 152,3 миллиарда тенге с учетом револьверно-возвратных средств.

За 11 месяцев 2021 года БВУ выдали 2 881 займ на сумму 19,8 миллиарда тенге. По программе автокредитования можно приобрести автомобили отечественного производства марки: Hyundai, JAC, Chevrolet, KIA, LADA и Renault.

По данным МИИР РК, самые популярные модели среди казахстанцев: Chevrolet Cobalt, Chevrolet Nexia, Hyundai Accent.

В 2021 году новые автомобили в среднем подорожали на 25%, а поддержанные на 30%. По мнению экспертов, в 2022 году цены продолжат расти, поэтому не стоит ждать окончания кризиса для покупки автомобиля.

Новости партнеров