Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

“Родители смотрят с надеждой, дети – как на маму” – тьюторы о своей работе и дефиците кадров

Специалисты рассказали, почему тьюторы важны не менее учителя.

13.09.2023, 08:02
“Родители смотрят с надеждой, дети – как на маму” – тьюторы о своей работе и дефиците кадров
Фото: pexels.com

Тьютор – относительно новая профессия в сфере инклюзивного образования. Все чаще в общеобразовательных школах на уроках присутствуют сопровождающие, которые помогают детям с особенностями в развитии усваивать школьную программу, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, вливаться в школьную жизнь. Какие сегодня проблемы и потребности есть у профессии тьютора, читайте в материале Liter.kz.

Тьютор – это человек, сопровождающий ребенка, его коммуникатор с обществом. По словам президента общественного фонда "Центр социальных инклюзивных программ" Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой, тьютор может быть спортивным, творческим, академическим. Он может быть нужен и нормотипичному ребенку, выполняя роль наставника. В случае с ребенком с особенностями здоровья — это коммуникатор, который знает его дефициты, сильные и слабые стороны.

Он сопровождает ребенка, но должен со временем отпустить его руку, провоцировать ситуации, в которых он может действовать самостоятельно, социализировать подопечного. Но следует понимать, что тьютор – это не реабилитолог, не врач, не репетитор, не учитель. Он тот, кто находится между ребенком и специалистом, являясь коммуникатором, постепенно сводя количество дефицитов к минимуму.

Вопреки ожиданиям, специалист не отвечает за успеваемость ребенка. Вместо этого тьютор ведет свой чек-лист динамики, который четко отражает, что у ребенка стало получаться лучше. Иногда даже десять секунд дополнительного зрительного контакта – это уже динамика. В каждом конкретном случае разрабатывается прогноз и потом уже тьютор показывает, что стало лучше получаться у ребенка.

Есть мнение, что тьютор нужен только детям с такими диагнозами, как аутизм и синдром Дауна. А школьникам с более “легкими” диагнозами, такие как ОНР, ЗРР, ЗПРР, СДВГ не положен.

Нет, ассистент педагога/тьютор полагается, если мы говорим об оплачиваемых государством специалистах, детям с любыми поведенческими сложностями. Заключение о необходимости тьютора в процессе обучения выдает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). При этом родители имеют право нанять тьютора, если считают это необходимым. Но оплачивают его труд из своего кармана, – опровергла стереотип собеседница.

По ее словам, в Казахстане законодательно нет такого специалиста, как тьютор. Есть должность “ассистент педагога/тьютор”.  В то время как во всем мире тьютор – это отдельный специалист, со своими целями и задачами.

У нас, чтобы стать ассистентом педагога/тьютором, необходимо педагогическое образование. Но в стране и так наблюдается голод педагогических кадров. Кто-то из экспертов сделал прогноз, что к 2024 году в стране будет не хватать 20 тысяч педагогических сотрудников. Если у нас педагогов не хватает, то откуда тьюторам взяться? Поэтому мы за то, чтобы должность ассистента педагога/тьютора квалификационно разделили на две должности. Чтобы тьютором мог стать специалист, прошедший специальное обучение, – говорит Салтанат Мурзалинова-Яковлева.

В Казахстане ассистент педагога/тьютор – это должность, а не профессия. И в Центре инклюзивных программ ратуют, чтобы это была именно профессия.

Сейчас на этой должности может находиться человек, который не разбирается в диагнозах. Академическая часть без понимания физиологии не может существовать. Если мы не знаем, как работает память у ребенка с аутизмом, мы не можем давать ему задания, развивать его и социализировать, – считает Салтанат.

В настоящий момент к тьюторам сложилось отношение вспомогательного, а то и второстепенного сотрудника, помощника педагога. Но он по важности стоит наравне с учителем. По мнению специалиста, Министерство просвещения не в должной мере осознает роль тьютора в системе образования, его важность для детей с поведенческими сложностями. Кроме этого, тьюторы получают маленькие зарплаты, около 150 тысяч тенге.

Для решения проблемы в первую очередь мы хотим оценить потребность в тьюторах по всему Казахстану. Очевидно, что необходимость в данных специалистах есть везде, но нужно узнать цифры более точно. В ближайшее время совместно с НПП “Атамекен” мы планируем провести исследование, которое покажет истинную картину. В рамках своего центра мы хотим запустить курсы подготовки и переподготовки для тьюторов. Подали документы и ждем одобрения, – сообщила глава фонда.

Как мама и педагог

В настоящий момент должность тьютора, то есть педагога-ассистента, становится все менее экзотичной для общеобразовательных школ. К примеру, столичную школу-гимназию № 83 им. Ыбырая Алтынсарина называют образцово-показательной для коррекционных педагогов страны. В свою очередь сюда для передачи знаний приезжают авторитетные специалисты из других стран. Сейчас в школе работают логопед, дефектолог, психолог, эрготерапевт и проводится ЛФК.

Айжан Турмагамбетова семь лет совмещала должности учителя в старших классах и педагога-ассистента. Последние два года она работает только на должности педагога-ассистента в данной школе.

Детей она берет после соответствующего заключения ПМПК, в котором указывается, что ребенку требуется сопровождение. Также специалисты прописывают, по какой учебной программе может обучаться школьник – общеобразовательной или облегченному варианту. Кроме того, дети по необходимости занимаются с логопедом, психологом, дефектологом.

Я сопровождаю детей во время учебного процесса, с момента их прибытия в школу и до последнего урока. Буквально из рук в руки родители передают их мне. Сейчас я работаю на полставки и сопровождаю учащегося четвертого класса. У него аутизм. Я с ним нахожусь на уроке, веду в столовую, туалет. У него особая безглютеновая диета. Родители собирают ему ланч-бокс, и моя задача следить, чтобы он не ел другую еду, кроме своей, – рассказывает Айжан Турмагамбетова.

Мальчик учится по общеобразовательной программе, но у него сложности с социализацией. Педагог-ассистент помогает ему наладить общение с окружающими. Для специалиста это одна из задач – узнать потребности ребенка и в процессе обучения их устранять.

Я учу его, как обращаться к одноклассникам. К примеру, говорю ему, чтобы он попросил ручку у девочки или попросил передать ему учебник. Он может говорить, но предпочитает выражать мысли короткими словами: “В столовую”, “В туалет”, “Хочу рисовать”. Я прошу говорить более полными фразами, – говорит Айжан Турмагамбетова.

На уроке школьник учится почти наравне с одноклассниками. Но в силу ментальных особенностей спокойно усидеть весь урок не может. Ему необходимо переключение. Педагог уже знает, что лучше всего для этого подходит рисование.

Мальчик учился в этом классе, начиная с первого. Потом уезжал учиться за границу и вернулся обратно в третий класс. Специально подготавливать детей к появлению одноклассника с особыми образовательными потребностями не пришлось, они его и так помнили. Зато мальчик их подзабыл. Тогда Айжан Турмагамбетова сделала фотографии всех детей, подписала их и передала родителям подопечного. Дома мама учила сына запоминать имена одноклассников. А чтобы знакомство прошло более гладко, подготовила каждому ребенку пакетик со сладким подарком. Мальчик в начале сентября лично раздал презент каждому.

К слову, он не единственный в классе с ООП. Также учится ребенок с ДЦП, однако ему не требуется помощь в выполнении классных заданий. Но необходима помощь в сопровождении в туалет и столовую, так как передвигается он на коляске. Его также сопровождает тьютор.

Педагоги-ассистенты – относительно новая должность, ощущается их нехватка. Поэтому мы иногда сопровождаем по два ребенка, у одного из которого легкая форма расстройства. В моем случае основное внимание уходит на ребенка с аутизмом. А физически помогаю мальчику с ДЦП. Всего в нашей школе обучается 129 учеников с особенными образовательными потребностями, из них 51 ученика сопровождает педагог-ассистент, – отметила Айжан Турмагамбетова.

Как ранее и говорила глава центра, заработные платы у педагогов-ассистентов маленькие, а задачи стоят – серьезные. Ведь найти общий язык и помогать особенному ребенку, отнюдь не легко. Поэтому педагоги ждут, что на госуровне их труд будет оцениваться достойно.

В прошлом году в 83-й школе девятый класс окончил мальчик с аутизмом. Он стал первым учеником, который социализировался в обществе. То есть ученик самостоятельно может обслуживать себя, общаться, пользоваться общественным транспортом и делать покупки в магазине. И это стало большой радостью для всего педколлектива.

Несомненно, труд каждого в школе важен. Педагогом-ассистентом может стать не каждый. Это огромная ответственность, чтобы ребенок и успевал учиться, был сыт, и вообще в целости и сохранности передан родителям. Родители смотрят на нас с надеждой, а дети – как на маму. Надеюсь, что статус педагогов-ассистентов станет выше, – говорит Айжан Турмагамбетова.

Новости партнеров
×