Ручная работа всегда уникальна
В литературно-мемориальном музее Достоевского открылась выставка "Волшебство ручной работы".
На выставке было представлено около 400 произведений, созданных местными мастерами прикладного искусства.
Как будто со страниц романа…
Всю информацию о выставке представила сотрудник музея Алла Белякина, которая после содержательной вводной части, в которой говорилось об истории зарождения различных техник вязания, шитья, первых машинок и всего, что связано с рукоделием, провела экскурсию по залу.
Творчество Федора Михайловича Достоевского - это космос. В его книгах есть все и обо всем. В этот раз сотрудники музея рассказали о героинях-рукодельницах в романах классика. Например, в самом первом его романе "Бедные люди" главная героиня Варенька Доброселова зарабатывает себе на жизнь шитьем и в письмах своему почти любимому человеку Макару Девушкину она пишет, что заработала 30 рублей, и это далось ей с большим трудом, что ему она шьет жилетку из чудесной ткани - желтой в яркий цветочек, при этом она ему хвалится, что смогла продать ковер, на котором она собственными руками сделала вышивку.
В романе "Преступление и наказание", в описании самой первой встречи Раскольникова и Мармеладова, последний рассказывает, что есть статский советник Иван Иванович Клопшток, который заказал полдюжины голландских рубах, а платить отказался, отговариваясь тем, что и ворот кривой, и сшито неправильно.
Оттолкнувшись от этой темы, присутствующей в романах Федора Михайловича, сотрудники музея решили рассказать о рукоделии, ручной работе.
Выставка знакомит с историей и современностью рукоделия на протяжении XIX, XX и XXI веков. Впервые из фондов музея представлены многочисленные образцы вышивки - крестом, гладью, бисером, ришелье. Среди них есть вышитые полотна с изображением литературных и сказочных персонажей. Также здесь можно познакомиться с историей вязания крючком и спицами - салфетками и кофтами, великолепными панно и прозаическими носками, кашпо и ковриками. Выставка позволяет узнать историю множества аксессуаров, предназначенных для рукоделия, среди которых серебряный и железный наперстки, старинные пуговицы, нитки мулине и крючки, тесьма и деревянные юрки, шкатулки для рукоделия и портняжные ленты для измерений.
Помимо этого, на выставке можно увидеть редкие швейные машинки 1895 и 1902 годов, вязальную машинку 1928 года и приборы для вязания 1980 и 1990-х годов, детский ткацкий станок, угольные и электрические утюги, детские швейные машинки и многое другое.
Частью экспозиции стали пуговицы, которыми модно было расшивать одежду. Благодаря краеведам в экспозиции появилась кость, из которой вырубали пуговицы.
В советское время все изделия имели стандарт, и пуговицы не были исключением. Они были рассчитаны на вес в пять килограммов. Для сравнения скажем, что сегодня пуговицы выдерживают давление около 500 граммов.
В 1844 году в Нью-Йорке создавали новую форму для полицейских. Один из боссов полиции придумал, что у сотрудников должны быть медные пуговицы. По-английски медь - "купер", но пишется как "копер", и так появился термин "коп". Известно, что кардинал Ришелье увлекался вышивкой и даже изобрел новый ее сложный вид - сначала на ткани вырезался узор, а потом обрабатывался окантовкой. Кружева и жабо, украшавшие наряды кардинала, всегда были выполнены им самим.
В первой половине XIX века далеко не молодой инженер, который ремонтировал швейные машинки, был удручен тем, что они часто ломались, а чинить их было трудно, легче было на металлолом сдать. Рассердившийся мастер решил сделать свою новую швейную машинку. А фамилия инженера была Зингер. Он ввел лапку, прижимающую ткань, ножную педаль, впервые расположил иглу вертикально. А еще мастер первым придумал продавать свое изделие в рассрочку. Машинки Зингера обрели бешеную популярность, а вкупе с возможностью купить их в рассрочку, завоевали весь рынок. Зингеровская швейная машинка была лучшим предметом в приданом невесты.
Авторские изделия тонкой работы
На выставке показаны работы современных местных мастеров. Людмила Евдокова - мастерица на все руки, использует для создания своих удивительных картин различные материалы: рыбьи кости, семена растений, речную гальку. Помимо этого, она мастерит поделки из ваты, соленого теста. Она - автор коллекции кукол.
Надежда Маркова, бывший сотрудник музея Достоевского, представила коллекцию кукол, связанных крючком.
Национальные мотивы в современной интерпретации - это всегда свежий взгляд на традиционное искусство. Мастера Бакытжан Шапенова и Айдар Елубаев, член Союза этнодизайнеров Казахстана, участник многочисленных выставок, автор изделий из дерева. Оба - педагоги из школы № 19, передают секреты народных ремесел детям. Бакытжан стала победительницей конкурса, который проводился в прошлом году в Астане. Участвовали 200 мастериц со всей страны. Бакытжан была единственной, которая сшила лоскутное корпе длиной 500 метров. Рекорд внесен в книгу рекордов Казахстана. Помимо этого, она - автор кукол в национальных нарядах.
Салтанат Атабаева - автор мягких елочных игрушек. Оригинальная идея родилась у Салтанат, когда подрастающие дети начали ходить и изучать окружающий мир. Чтобы обезопасить малышей от осколков стеклянных елочных украшений, мама стала шить игрушки сама из безопасных материалов. Невероятно красиво, современно, стильно. Салтанат сказала, что когда создает такие игрушки, чувствует себя волшебницей.
Екатерина Гуляева не просто работает крючком, она создала из ниток алфавиты казахского и русского языков. Это приятная возможность развивать детей, играя с ними в мягкие игрушки, прививая первоначальные навыки и знания чтения.
- Когда я осваивала технику ирландского кружева, много читала об этом. Почему технике было присвоено это название? Потому что именно в Ирландии в середине XIX века придумали вязать по отдельности элементы, в основном цветы, и потом соединять воедино вязаной сеточкой. Целые семьи вязали отдельные фрагменты партиями и сдавали в монастыри, где из них составляли цельные большие изделия. Это было настолько красиво и изящно, что знатные дамы заказывали даже подвенечные платья и фату. Это была тончайшая ручная работа, - рассказывает Екатерина.
Участники краеведческого общества "Прииртышье", членом которого является Екатерина Гуляева, поддержали коллегу и создали проект "Веселая азбука". Было связано несколько комплектов букв, которые были переданы в дар музею Достоевского и в среднюю школу села Карагайлы Бескарагайского района. Далее краеведы планируют подарить наборы мягкого алфавита в интернаты для детей с особыми потребностями и в детский дом.