Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Коррупция Госпрограммы Газета "Литер"

Сами себе режиссеры

22.01.2023, 11:43
Сами себе режиссеры

За 18 лет своего существования Ютуб помог раскрыться тысячам людей на планете. Благодаря этому ресурсу творческим людям больше не нужно обивать пороги продюсеров, чтобы добиться успеха. Они и сами прекрасно справляются с этой работой. Казахстанская молодежь отлично вписалась в это глобальное пространство безграничного креатива. Отечественный Ютуб повидал немало интересного контента, но не у всех желающих получилось стать успешными и популярными. О тех, у кого получилось, расскажем в этом материале.

Маленькие подписчики больших каналов

Еще в конце прошлого десятилетия в Казахстане ютуберов-миллионников насчитывались единицы. Теперь же наших видеоблогеров знают и смотрят тысячи зрителей за пределами страны. Как и во всем мире, в нашем Ютубе главные зрители — это дети. Именно самые маленькие пользователи видеохостинга делают самые большие просмотры. К примеру, канал № 1 в мире Kids Diana Show из США насчитывает 106 млн подписчиков и в целом собрал 86,4 млрд просмотров. Такие сумасшедшие цифры не снились ни одному совершеннолетнему видеоблогеру. Вот и у нас в стране самый популярный ютубер — 12-летняя Амина Малгаждар из Алматы. На ее канал "Aminka Vitaminka" подписано 5,49 млн пользователей. Причем канал создан еще в 2015 году, когда девочке было 4 года. Вторым действующим лицом на этом канале выступает ее родная сестра Адия. Сценаристами, режиссерами, операторами и агентами сестер выступают их родители — Арай и Рамазан Малгаждар. По признанию мамы юной звезды, подписчики по-разному реагируют на их ролики.

 Бывают и негативные комментарии, в которых родителей обвиняют в том, что они используют детей исключительно для обогащения, отбирают у малышек детство, — признается она.

Слава сестер давно вышла за пределы Казахстана — Амину пригласили на шоу "Пусть говорят" для очередного выпуска "Аффтар жжот". Авторов программы впечатлил жизненный ролик девочки — "Как отобрать у сестры планшет".
Артистический талант девочки не остался без внимания киноделов. Она снялась в таких успешных картинах, как "Келинка тоже человек", "Келинка тоже человек 2″, "Той любой ценой" и "Гудбай, мой бай!". Но и этого маленькой звездочке показалось мало. Амина занялась вокалом и сняла несколько музыкальных клипов, в том числе "Мой маленький принц", набравший 174 млн просмотров. Таких показателей не смогли добиться даже самые популярные певцы — Кайрат Нуртас и Ерке Есмахан.
Еще один семейный канал, перешагнувший отметку в 1 млн подписчиков — "Ekaterina Saibel" (1,35 млн пользователей). Мама двух детей ведет видеодневник о семейной жизни. Она отмечает, что ее сын, Клим, появился на свет после 2 лет бесплодия. А потому, пристальное внимание к ребенку переросло в видеоблог. На канале Екатерины 4 постоянных героя: сама Екатерина, ее супруг Александр, старший сын, Клим, и младший — Вова. Позже у Клима появился собственный канал "Klim Saibel" на который сейчас подписано 533 тыс. человек.

Куда же без юмора

В казахстанском интернете юмористический контент всегда стоял особняком. Что-что, а шутить наши люди умеют и любят. Вот и известный КВН-щик Руслан Висингериев решил, что Ютуб отлично подходит для развития таланта и создал канал "Rusik TV" на который подписался 1 млн человек. Его персонаж — таксист Русик — наверняка знаком многим автолюбителям. Этакий собирательный образ типичного "бомбилы" из мегаполиса. А в рамках совместного проекта с сайтом "Колеса.КЗ" Руслан в шутливой форме помогает водителям разобраться с нюансами ПДД. И смешно, и полезно.

По словам Руслана, зрителя нужно не только воспитывать, но и стимулировать к развитию. А этого сейчас как раз и не хватает.

Это напоминает мне историю казахстанского КВН: когда стартовала команда "Астана.kz" — в стране начался подъем сферы юмора. Все пытались что-то делать. А после — КВН-а в Казахстане не стало. Виной всему — эти самые сборные, которые высасывали лучшие кадры, обедняя отрасль в целом. В итоге мы скатили зрителя в такую яму, в которой ему уже стало комфортно, — отмечает Руслан.

Что касается прибыли, то даже медийной личности Ютуб дает возможность неплохо заработать.

Зарабатывать можно. И хорошие деньги. Конечно, если сравнивать с зарплатой, например, шахтеров — стоимость наших интеграций кажется большой. Но давайте тоже вспомним: я в КВН с 1998 года, у меня были периоды, когда я питался только лапшой быстрого приготовления. Все это время я проходил становление как автор и актер, юмор — это мои жизнь и призвание. Так получилось, что сейчас на юмор есть определенный спрос. Цены на интеграции ведь тоже не с потолка взяты — это условия рынка. Но я считаю, что, если ты приходишь сюда, чтобы заработать, — ничего не получится. Работа с каналом должна приносить творческое удовольствие. Именно ощущение кайфа потом и приносит просмотры, а их уже можно монетизировать, — говорит он.

Найди себя и будь собой

Есть в нашем Youtube яркие примеры того, как уже взрослый человек нашел себя благодаря этому ресурсу. Помните, было время, когда юные казахстанцы массово шли учиться на юристов и экономистов? В итоге мы получили огромное количество выпускников вузов, которым диплом не пригодился. История Айсулу Нуртаевой с ее каналом Fancy smth как раз из этой серии. Не найдя себя в юриспруденции, девушка в 2012 году завела свой канал.

Испытывала стресс, руки опускались — не знала, где себя искать. Тогда мой муж, Мынтай, предложил мне развивать YouTube-канал. На тот момент он у меня уже был, но пустовал. Я не поверила, что из этого может что-то получиться, и сопротивлялась. Муж же твердил, что в этом будущее и нужно попробовать. Все-таки решила попробовать, — вспоминает она.

Когда-то Айсулу училась рисованию, поэтому решила посвятить свой канал дизайну. Но одно дело хотеть стать видеоблогером, другое дело — дисциплинированно работать ради этого каждый день. Рядовому сотруднику компании это дается куда легче — за спиной руководство, заместители, начальники отделов. Хочешь-не хочешь, а работать придется.

 Чтобы повысить дисциплину, я устроила себе жесткий график — с девяти утра до восьми вечера — снимаю. Ролики выходили каждый день, а на пятый я просто разрыдалась. Плакала и говорила мужу: "Я так больше не могу". На первых видео меня нет в кадре — сильно стеснялась. Когда начинаешь озвучивать ролики, в первое время не можешь привыкнуть к своему голосу и все время задаешься вопросом: "Неужели у меня такой голос?". Но рано или поздно, если ты блогер, нужно появиться в кадре и работать на камеру. Все должны пройти через этот "позор", — признается Айсулу.

Сейчас на ее канале 1,35 млн подписчиков. В своих видео Айсулу учит делать украшения, оформлять праздники, расписывать стены и одежду и многому другому. Также девушка шьет выпускные платья, делает своими руками подарки, которые не стыдно дарить, делает уникальные предметы интерьера и даже ремонт. Кстати, по этим темам девушка даже написала книгу. Еще Айсулу обучает леттерингу — это искусство красивого письма.
Только смелым покоряется река

Видеоблогинг — это не только место для смеха и развлечений, но и для научных экспериментов. Автор канала "Temnaya FAZA" Никита Поддубнов из Талдыкоргана занимается так называемым "технотрешем". То бишь реализует самые странные идеи, порожденные пытливым умом технаря. Никита показывает, как своими руками сделать умный дом, тюнинг автомобиля и многое другое. В своих экспериментах он дошел до того, что создал автомобиль будущего — солнцемобиль. Да, Илон Маск с его Tesla усовершенствовал электромобили. Но они требуют регулярной зарядки электричеством. А наш изобретатель пошел еще дальше. Он установил солнечные панели прямо на транспорт. Так что его солнцемобиль может заряжаться в голой степи. Затем Никита отправился на своем изобретении в путешествие по просторам Казахстана. Но и этого ему показалось мало, и молодой изобретатель организовал гонку солнцемобилей с такими же энтузиастами, как и он.

Никита Поддубнов успел удивить своими изобретениями и жителей Санкт-Петербурга. На этот раз он создал ванномобиль, оснастив обычную ванну четырьмя колесами и рулем. Процесс изготовления своего приспособления Поддубнов снял на видео. Каково же было удивление петербуржцев, когда он отправился на своем ванномобиле в плавание по Черной речке. Перед тем как протестировать "машину" на воде, он попытался прокатиться на ней по дороге. Молодой человек проплыл по реке, используя швабру в качестве весел. Во время швартовки к набережной транспорт перевернулся.

Стоит отметить, что телемастер по образованию Никита Поддубнов ранее показывал на своем Ютуб-канале как сделать лодку из бутылок, мопед — из бензопилы и велосипеда, ракету — из газеты и многое другое. Аудитория видеоблогера составляет более 1 млн подписчиков. Парень генерирует столь новаторские идеи, что теперь сотрудничает с компанией Tesla.

Важнейшее из искусств

Обзоры кино — один из самых востребованных жанров в интернете. И если в российском Ютубе главным обзорщиком и критиком кино считается Евгений "BadComedian" Баженов (5,85 млн подписчиков), то у нас уже много лет отличные обзоры на фильмы делает его лучший друг — Ануар Тлегенов из Актобе. Его каналу "ANOIR" уже 10 лет, но многомиллионной армией фанатов, как его друг, он не обзавелся. Сейчас на его канал подписаны 444 тыс. пользователей. Ануара хорошо знают киноманы не только в Казахстане, он пользуется большой популярностью и в России. Однажды они вместе с "BadComedian" отправились в путешествие по США, где снимали места из культовых голливудских фильмов. Этому путешествию они посвятили отдельный видеоблог "BadTrip" из 15 серий. Помимо известных мест из фильмов, парни продемонстрировали свою актерскую игру, переплетая все это с эпизодами из кино. Большинство серий из этого видеоблога превысили отметку в миллион просмотров.

Перед выездом у нас было две недели на то, чтобы спланировать маршрут и логистику, купить технику, заказать весь реквизит, протестировать оборудование, ну, и, конечно же, как-то умудриться еще и написать сценарий, который бы работал в постоянно меняющихся условиях, ведь мы толком не знали, куда едем и получится ли у нас то, что написано на бумаге. Так что сценарий был придуман перед выездом и каждый день модифицировался в поездке, а толчком являлись экстремальные условия съемок. Само путешествие (от восточного побережья до западного) заняло 30 дней. Получается, что примерно на один ролик 2-3 дня, — рассказывает нюансы творческого процесса Ануар.

Другой популярный обзорщик кино — Далер Макулбек из Тараза — уже преодолел отметку в 1 млн подписчиков. Контент его канала "Dalbek" состоит из разбора популярных фильмов и мультфильмов. Зрителям из СНГ пришлись по вкусу его видео формата "Все грехи и ляпы". В поисках ляпов он сделал обзоры на популярные мультсериалы. Затем стали выходить "грехи" на полнометражные мультфильмы. С 2020 года Далер выпускает видео жанра "Киноплюсы", в котором он хвалит фильмы или мультфильмы и рассказывает о них интересные факты. О популярности канала говорит то, что половина его роликов (а их больше 100) преодолели отметку в 1 млн просмотров.

Пристанище для профи

Все больше профессионалов из медийной сферы приходят на Ютуб и строят здесь свою карьеру. Их появление заметно встряхнуло сообщество и заставило остальных подтягивать уровень работы с материалом.
К примеру, ролики журналиста и PR-менеджера Асель Есенамановой пользуются популярностью у любителей готовить. Она не затерялась среди моря кулинарных каналов, напротив, смогла выработать свой стиль. Девушка смогла с пользой провести декретный отпуск, начав снимать видеорецепты. Хобби плавно переросло в любимую работу. Сейчас на ее канал "Дастархан — вкусные рецепты" подписаны 1,56 миллиона пользователей. Ролики Асель вы узнаете из сотен, благодаря коронному приветствию "Ассаляму алейкум!". Как оказалось, короткие видеорецепты продолжительностью всего 2 минуты пришлись по вкусу аудитории Ютуба. Ведь даже ее рецепт обычных котлет собрал более 7 миллионов просмотров. 

Одним из первых журналистов, собравших внушительную аудиторию на Ютубе, стал Дмитрий Дубовицкий с командой канала "За нами уже выехали". Сейчас у них 325 тыс. подписчиков. Прекрасно чувствует себя на видеохостинге бывший корреспондент канала "Хабар 24″ Асхат Ниязов. Его канал "Обожаю" продолжил журналистскую деятельность парня с походами к акимам регионов и городов. Ни капли не стесняясь, он задает чиновникам самые неудобные вопросы. Несмотря на то, что его каналу всего полгода, блогер успел наделать шуму. Его видео про замерзающий Экибастуз собрал почти миллион просмотров. Это рекорд для казахстанских репортажей на  YouTube.

В последнее время на слуху канал "AIRAN". Его авторы поднимают довольно серьезные темы. Они регулярно радуют зрителей обзорами на события в стране, а исторический контент блогеров бьет по самым больным местам: Желтоксан, голодомор, нищета в регионах и так далее. Продюсерам и режиссерам кино YouTube помог выйти из привычного формата и не беспокоиться лишний раз о цензуре. Пример тому — канал "Пацанские истории" (1,87 млн подписчиков), где профессиональные киноделы запустили несколько успешных сериалов. В общей сложности "Игрок", "Шекер", "Сержан братан", "5:32″ собрали около 200 млн просмотров. Эти проекты дали дорогу в большое кино многим актерам. Новых работ авторов канала ждут фанаты со всего СНГ.

Темирлан Куспаев

Новости партнеров
×