Сельская школа — залог будущего нации!
Состояние сельской школы — одна из актуальных проблем в сфере образования в настоящее время, требующая реализации комплекса мероприятий на системной основе.
На сегодняшний день имеют место увеличение количества ежегодно закрываемых малокомплектных школ в сельской местности, низкое качество образования в совмещенных классах, недостаточная материально-техническая база данных школ, отсутствие качественного интернета, нехватка квалифицированных педагогических кадров.
Анализ статистических данных показывает, что доля сельских школ составляет 5 264 — 70% от общего количества школ по стране, в которых обучаются 1 535 520 — 43% от общего количества школьников страны. В сельских школах трудятся 250 657 педагогов, что составляет 73% от общего количества педагогов страны.
Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев принял непосредственное участие в прошедшем в начале октября текущего года Съезде педагогов, где обратил особое внимание на развитие сельской школы, отметив необходимость устранения неравенства в качестве образования между городскими и сельскими школами.
Президент страны подчеркнул важность развития сельских школ как интеллектуальных и общественных центров.
Не зря говорят, что село живет, пока есть школа. Школа исполняет целый ряд социальных функций. Здесь проходят общественные собрания, культурные мероприятия, спортивные состязания. Иными словами, сельская школа служит делу объединения местных жителей. В этой связи на предпринимателей возлагается большая ответственность. Сейчас в рамках государственно-частного партнерства начата работа по модернизации сельских школ. При таком подходе необходимо в течение трех лет полностью оснастить не менее тысячи сельских школ необходимым оборудованием, — отметил глава государства на съезде педагогов.
К сожалению, в Казахстане сформировались устойчивые зоны образовательного неблагополучия — целые области с низким качеством образования. Фокус на строительстве школ-коробок и формальный отчет оставляют в тени и без внимания самую важную составляющую процесса образования — профессиональное развитие педагогов, которая больше всего влияет на качество образования и жизненные успехи учеников.
Акимы всех уровней рассматривают "индустрию образования" как социальную сферу, а не как инновационную, финансируя ее по остаточному принципу. Педагоги не обладают современными компетенциями, треть педагогов общего образования не имеют квалификационной категории, 50% педагогов имеют педагогический стаж 20 и более лет. Престиж профессии педагога в обществе остается низким и в сочетании с низким качеством педагогического образования сохраняет в основном ситуацию отрицательного отбора, при которой в педагоги идут наименее талантливые и мотивированные.
Президент на Съезде педагогов страны также подчеркнул важность постоянного повышения знаний учителей, отметил, что эта проблема должна решаться безотлагательно, особенно в сельской местности.
В Актюбинской области 50% школ — сельские малокомплектные. По данным наших коллег из региона, 40% средств областного бюджета, если говорить конкретно, то это порядка 209,6 миллиарда тенге, направляются на образование. Стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом этот показатель на 16% выше. По сравнению с финансами, выделяемыми на образование в других регионах, наибольшее количество средств приходится на Актюбинскую область. В частности, в данном регионе было инициировано несколько социальных образовательных проектов, направленных на развитие сельских школ.
Так, например, одним из успешных является реализуемый в регионе образовательный проект "Bilim all", в рамках которого сельские учителя из малокомплектных школ повысили квалификацию по физике, математике, химии и биологии, открыли для себя возможность онлайн-изучения английского языка. А сельские ученики, в свою очередь, получили возможность обучаться у педагогов с высокой профессиональной квалификацией.
Данный проект, укрепив взаимоотношения между учителями и учащимися, открывает новые пути к профессиональной конкурентоспособности сельских учителей. Также в рамках проекта у сельских учителей и учеников повысилась цифровая грамотность и разрешился вопрос по перевозке учащихся на автобусах.
Подводя итог, хочу отметить, что за последнее время разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами в Актюбинской области снизился с 15 до 10,3%.
За счет средств фонда "Қазақстан халқына" по 12 сельским опорным и 134 малокомплектным школам было приобретено современное учебное оборудование на общую сумму пять миллиардов тенге.
Цель проекта — повышение качества образования и эффективности обучения с применением новых цифровых технологий в малокомплектных школах, укрепление материально-технической базы, профессиональное развитие педагогов.
Стратегический конечный результат — это сохранение села. Очевидно, что процесс массовой миграции из села в город прекратится после таких начинаний. В этой связи хочу отметить и выразить особую благодарность фонду "Қазақстан халқына" за поддержку и доверие к данному проекту! Для меня и многих других экспертов в сфере образования очевидно, что этот проект придаст новый импульс повышению качества образования в сельских школах.
Оснащение предметных кабинетов современным оборудованием станет основой для повышения профессионализма учителей, уровня знаний сельских школьников. Известно, что без улучшения положения сельских школ невозможно реабилитировать образование, поэтому достойная реализация данного проекта станет гражданским долгом каждого из нас.
Масштаб проблем в сфере образования требует быстрого и результативного реагирования. Принятая практика повышения квалификации в течение 2‒4 недель (80‒144 академических часов) раз в 5 лет в сложившейся ситуации должна быть изменена. Необходимо перевести школьные коллективы и каждого педагога в ситуацию постоянного профессионального развития.
Комплекс нерешенных проблем оказывает негативное влияние на качество образования. Закрытие сельских школ нарушает конституционные права на образование сельских детей. Поэтому надо не закрывать сельские школы, а искать пути предоставления качественного образования.
Гульнар Балгабаева,
вице-президент НАО "Национальный научно-практический институт благополучия детей "Өркен"