Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

Серик Бектурганов: президент Токаев придает важное значение гласности и реформам в части усиления гражданского общества

28.07.2025, 17:31
Серик Бектурганов: президент Токаев придает важное значение гласности и реформам в части усиления гражданского общества
Фото: газета LITER

Идет строительство Справедливого Казахстана, и, что особенно важно, все это полностью соответствует чаяниям народа, – резюмировал Касым-Жомарт Токаев в одном из выступлений. Президент отметил, что казахстанцы продолжат неуклонно следовать стратегическому курсу и не свернут с намеченного пути.

В каком направлении необходимо двигаться стране для того, чтобы еще больше повысить уровень правовой культуры граждан? Какие реформы главы государства, реализованные за последние три года, позволили сформировать в обществе новые модели поведения и укоренить новые ценности? Результаты и перспективы преобразований обсудили в интервью с членом Национального курултая, председателем Общественного совета Костанайской области Сериком Бектургановым.

– Серик Чингисович, по Вашему мнению, какие из ключевых социальных инициатив президента Касым-Жомарта Токаева, реализуемые за последние три года, дали наибольший эффект?  

– При такой колоссальной ответственности и работоспособности, а также очень большом объеме проведенной работы сложно сегодня выделить, что конкретно является основными инициативами президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева за последние три года. Его инициативы, которые мы все вместе реализуем, и Правительство, и Парламент, и сам глава государства, касаются и внешнеполитической деятельности Казахстана, и экономической сферы, и, безусловно, новых общественных отношений. Поэтому я бы не стал отдельно выделять выборы акимов сельских округов, реализацию инфраструктурных проектов или программу “Дети Казахстана”. Многогранная работа, которую проводит Касым-Жомарт Кемелевич, и его инициативы охватывают все сферы деятельности нашей страны и жизнь каждого гражданина.

– Насколько успешно в стране реализуются реформы по повышению социальной справедливости и снижению уровня неравенства?

– Говоря о реформах по повышению социальной справедливости и снижению уровня неравенства в стране, я прежде всего обратил бы внимание на посыл, который дал глава государства, выступая на третьем заседании Национального курултая. Касым-Жомарт Кемелевич обозначил, что справедливость – это не просто равное распределение благ и ресурсов, а равное распределение прав и ответственности, это первое. Второе, социальная справедливость – это повышение уровня благосостояния граждан. Социальная справедливость – это когда возвращаются незаконно выведенные активы из-за рубежа. Это когда дети нашего Казахстана получают часть прибыли от Национального фонда. Социальная справедливость – это та работа, которая проводится по обеспечению наших граждан доступным жильем. И это только несколько граней того, как в Казахстане идет реформа по повышению социальной справедливости. 

Но здесь одновременно необходимо говорить и об ответственности самих граждан. Кроме того, я думаю, что справедливость должна соотноситься с тезисом Президента – “Закон и порядок”, означающим, что перед законом все равны. И этот принцип должен работать на всей территории нашего унитарного государства. Опять-таки, обращаясь к ответственности, хочу сказать, что тезис «перед законом все равны» подразумевает под собой не только справедливую работу правоохранительных органов и судов. Это означает и то, что граждане должны соблюдать правовую культуру, с уважением относиться к закону, проявлять нулевую терпимость ко всякого рода антиобщественным проявлениям. Если это будет соблюдено, тогда у нас будет здоровое общество, которое будет стремиться делать шаги к улучшению жизни каждого гражданина.

Справедливый Казахстан и социальная справедливость – это когда каждый гражданин нашей республики знает о том, что все его права защищены, что он может обратиться в государственные органы в случае, если чувствует отсутствие справедливости. Даже принятие Административного процедурно-процессуального кодекса говорит о том, что мы движемся именно в этом направлении.

Кроме того, Касым-Жомарт Кемелевич уделяет особое внимание реформе судебной системы, ее усовершенствованию. Потому что суд – это, по сути, последняя инстанция для каждого человека в достижении справедливости. И если казахстанцы не будут доверять отправлению правосудия, мы не сможем иметь фундамента для создания Справедливого Казахстана.

– Какие шаги были сделаны для усиления роли гражданского общества в рамках курса республики на Справедливый Казахстан?

– Работа по развитию институтов гражданского общества в нашей стране ведется давно, просто в последнее время она вышла на новый качественный уровень. Я имею в виду расширение прав и возможностей граждан для участия в работе неправительственных организаций. И думаю, что здесь важно обратить внимание на то, что сегодня нет необходимости увеличивать количество НПО и искусственно их создавать. Необходимо работать над тем, чтобы неправительственные организации функционировали более качественно, а государственные органы внимательнее относились к их инициативам, не только через государственный социальный заказ, но и прислушиваясь к ним при принятии решений, важных для общества и повседневной жизни граждан. Здесь, конечно, большую роль играет Гражданский альянс Казахстана – как лидер этого процесса и как организация, которая концентрирует ключевые инициативы представителей НПО и выступает посредником в диалоге с государственными органами, напрямую взаимодействуя с Правительством и профильным министерством.

Однако нам нужно еще, на мой взгляд, усилить работу и внимание госорганов всех уровней к деятельности НПО. Важно использовать их инициативы во благо страны, для решения тех вопросов, над которыми работают и сами чиновники. К сожалению, не все государственные служащие это понимают, но, думаю, процесс идет: неправительственные организации завоевывают все больший авторитет, все больше граждан осознают их роль. В частности, мы видим, что в последнее время значительно выросла роль волонтерского движения. Можно сказать, что и правозащитные организации вышли на новый этап своего развития. Одним словом, в стране успешно действует множество общественных объединений, которые вносят существенный вклад в построение Справедливого Казахстана.

– Удалось ли на практике реализовать меры по расширению участия граждан в процессе принятия решений?

– Очень большое значение Касым-Жомарт Кемелевич Токаев придает гласности и реформам, направленным на усиление гражданского общества. Это означает реальное расширение участия казахстанцев в принятии общественно значимых решений. Здесь можно отметить расширение роли и ответственности общественных советов. Отдельно стоит подчеркнуть одно из важнейших решений – принятие Закона “Об общественном контроле”. Конечно, пока он еще не заработал в полную силу, но я уверен, что все впереди, и казахстанцы будут активно использовать возможности этого закона для усиления контроля за работой государственных структур и реализацией решений, затрагивающих интересы каждого гражданина.

Кроме того, самым важным, наверное, решением на сегодняшний день является создание Национального курултая. Нет смысла подробно останавливаться на целях его создания и механизмах работы, об этом уже много говорилось. Я считаю, что это огромный шаг в сторону взаимодействия граждан и государственных органов. Во-вторых, Национальный курултай поднимает процесс расширения участия казахстанцев в принятии решений на совершенно новый, более качественный уровень. И наконец, Национальный курултай укрепляет на практике основные принципы инициативы Президента “Слышащего государства”.

У нас многие граждане считают, что если они куда-то пожаловались или высказали свое мнение, то государство должно немедленно отреагировать положительным решением. Если этого не происходит, можно услышать недовольство: “Вот, президент говорит, что у нас “Слышащее государство”, а где оно, это слышащее государство?” Но ведь “Слышащее государство” не означает, что государственные органы обязаны безоговорочно соглашаться с любой просьбой гражданина. “Слышащее государство” – это когда между гражданами и чиновниками налажен диалог. Я думаю, что и одной, и другой стороне этого диалога еще предстоит многое сделать, чтобы Казахстан действительно стал “Слышащим государством”. Потому что не всегда государственные органы могут грамотно реагировать на критику казахстанцев и на их обращения. В общении с гражданами и в расширении их участия в принятии решений все еще сохраняется немало формализма. С другой стороны, некоторые граждане, спекулируя самой фразой “Слышащее государство”, порой пытаются реализовать личные интересы, идущие вразрез с законодательными нормами или ущемляющие права других.

– Какую роль играет Национальный курултай в сопровождении и контроле за реализацией реформ?  

– Две инициативы нашего президента взаимосвязаны: концепция «Слышащего государства» и создание Национального курултая. Именно Нацкурултай служит примером того, каким образом должно работать “Слышащее государство”. Участвуя в работе Национального курултая, выслушивая инициативы представителей гражданского общества, Касым-Жомарт Кемелевич показывает пример того, как необходимо реагировать на предложения наших граждан и общественных групп. Результаты работы Национального курултая ежегодно предоставляются нам государственными органами перед началом очередного заседания. И это свидетельствует о том, что мы уверенно движемся в сторону того, чтобы Казахстан действительно стал “Слышащим государством”. Может быть, кому-то кажется, что этот процесс идет недостаточно быстро, но в реальности динамика очень положительная, и это невозможно не заметить.

Новости партнеров
×