Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 516.93  542.52  4.98

Школы Алматы: учимся развиваться

22.02.2023, 20:05
Школы Алматы: учимся развиваться
Фото автора

Сегодня школьному образованию уделяется пристальное внимание со стороны родителей, руководителей государственных органов, неправительственных организаций. Всех волнует, какое качество образования получают наши дети. В Алматы действует городской научно-методический центр новых технологий в образовании управления образования Алматы, который занимается именно вопросами повышения качества образования. О том, как обстоят дела в школьном образовании и что ждет детей в ближайшем будущем, рассказывает заместитель директора по методической работе центра Назгуль БИБОЛОВА.

— Какие основные мировые образовательные тренды внедряются в городе?
— Подходы к образованию во всем мире меняются, и казахстанское образование не могут не затрагивать эти перемены.
Главный тренд, на мой взгляд, это — непрерывное обучение или Lifelong Learning, без этого невозможно представить жизнь современного человека. Информация обновляется с огромной скоростью, новые технологии создают новые профессии, поэтому, чтобы быть востребованным, человек должен постоянно обучаться. Задача школы — мотивировать ребенка на этот процесс. Сегодня мы даже не можем представить, какие профессии придется осваивать нашим выпускникам, скажем, через 10 лет. Вероятно, эти профессии еще даже не существуют.
Поэтому учителя стараются ориентироваться на формирование у школьников гибких навыков (soft skills), не связанных с какой-либо предметной областью или профессией, например, таких как умение работать в команде, вести споры и аргументировать свою точку зрения, умение искать проверенную информацию, делать выводы и принимать решения, умение видеть задачу с разных сторон, пробовать различные пути решения, планирование и умение расставлять приоритеты, и многих других.
Следующий тренд — цифровизация, она будет сопровождать нас многие годы и будет только совершенствоваться. Пандемия ускорила этот процесс переходом на дистанционное обучение.
Цифровизация способствовала созданию диджитал-среды для учащихся. Теперь, чтобы получить диплом престижного зарубежного вуза, не нужно преодолевать огромные расстояния. На образовательных платформах можно найти любые современные программы, IT-разработки, программы обучения английскому языку, маркетингу, есть разнообразные бесплатные курсы для детей. Старшеклассники успешно участвуют в международных онлайн-олимпиадах, конкурсах, обучаются на подготовительных курсах тех вузов, в которые планируют поступать.
Важным трендом образования по всему миру становится изменение роли учителя. Благодаря Интернету в сети можно найти любую информацию, и учитель перестал быть единственным источником знаний. Теперь учитель учит тому, как правильно отбирать достоверные источники и перепроверять информацию, на уроке применяет новые технологии, чтобы сделать процесс обучения более познавательным и продуктивным. И поскольку я представляю методическую службу управления образования города Алматы, не могу не сказать о тех учителях, которые помогают своим коллегам учить детей по-новому, проводят для них обучающие мастер-классы. Это учитель истории  Алевтина Геннадьевна Изверова, учитель начальной школы Бахтыгуль Сейтсултановна Садыкова, учитель русского языка и литературы  Айжан Аймухановна Ерболатова, учитель казахского языка Гульмира Даулетказиевна Рыскелдиева, учитель английского языка Темірлан Арманұлы Еркімбаев и многие другие творческие педагоги школ города.
— В настоящее время образовательная деятельность все чаще реализуется через инновационные проекты. Как идет процесс обучения школ в рамках программы "Алматинская школа"?
— Программа "Алматинская школа" реализуется с 2021 года.
В период с 27 января по 2 февраля текущего года состоялась итоговая защита программ развития 50 школ, которые прошли обучение в EdCrunch Academy в 2022–2023 годах в рамках программы "Алматинская школа" по направлению "Управление и лидерство: школа ближайшего развития. Это уже второй поток прошедших обучение 50 школ.
Управленческие команды каждой школы разработали стратегический документ перспективного планирования развития школы — Программу развития школы на 2023–2025 годы. Работая над стратегией, команды изучили запросы своих учеников, родителей, педагогов с целью создания особого бренда школы. Участники защиты озвучили интересные идеи, которые будут реализованы до 2025 года.
С учетом потребностей развития школы и традиций образовательной политики города при разработке программ развития были выделены следующие направления: усиление деятельности по формированию IT-компетенций педагогов и школьников; активизация проектно-исследовательской деятельности среди школьников; усиление предпрофильной и профориентационной работы с учащимися и их родителями по осознанному выбору будущей профессии; трехъязычие; усиление эффективности подготовки школьников к поступлению в высшие учебные заведения; рост педагогического мастерства, повышение имиджа педагога; углубленное изучение казахского языка; внедрение дополнительного образования; формирование экологической культуры.
Цель всех инноваций — повышение качества образования. Защиту команд сопровождали кураторы от EdCrunch Academy – академический директор управленческой программы Брусницына Галина Григорьевна Брусницына и менеджер по развитию внешних связей EdCrunch Academy Алмаз Жұмагелді.
Защита состоялась на базе городского научно-методического центра новых технологий в образовании города Алматы. В состав экспертной комиссии вошли Жылкыбаева Ляззат Ауесхановна, руководитель управления образования, заместители руководителя Сайлаубай Айдын Сайлаубайұлы, Айтпаева Жанат Женисбековна, руководитель отдела среднего образования Айтуарова Акамарал Тулегеновна, директор ГНМЦНТО Дупик Андрей Александрович, руководители отделов и методисты.
В онлайн-формате за защитой наблюдали управленческие команды 50 школ первого потока, преподаватели, которые обучали участников защиты: кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией управления проектами ГАОУ ВО МГПУ Сергей Викторович Весманов,  кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ Олег Александрович Орчаков, другие представители научной общественности стран ближнего зарубежья и Казахстана.
Защита программ развития вызвала большой интерес у присутствующих, состоялся профессионально заинтересованный разговор. Впереди реализация всех планов и надежда на повышение качества алматинского образования.
— Расскажите, как в Алматы развивается инклюзивное образование?
— Это одно из приоритетных направлений образовательной политики нашего города, призванное обеспечить доступность качественного образования для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями.
В каждом из восьми районов города создано по одной опорной школе или, как их называют, — ресурсные центры, которые координируют работу всех школ района, оказывают поддержку по вопросам инклюзивного образования педагогам, родителям.
Принимаются меры по созданию благоприятных условий, обеспечивающих непрерывность получения образования и предоставления коррекционно-педагогической помощи и комплексного сопровождения специалистов, которые позволяют достичь успешной социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
На сегодня инклюзивным образованием охвачено 88% школ нашего города. Это самый высокий показатель в республике. Наша задача состоит в том, чтобы все 100% школ работали по реализации инклюзивного образования.
Во всех школах создана нормативная правовая база: приказы и методические рекомендации Министерства просвещения Республики Казахстан, Национальной академии образования, методические рекомендации, пособия, разработанные методистами ГНМЦНТО, а также локальные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Руководители организаций образования уделяют большое внимание этому вопросу, создана необходимая материальная база для обеспечения безбарьерной среды и осуществления образовательного процесса с учетом потребностей школьников, испытывающих трудности в обучении. Оборудованы пандусы, лифты, туалеты, игровые зоны, необходимым оборудованием и дидактическими материалами оснащены кабинеты специалистов и учебные кабинеты. Для обеспечения системы комплексного сопровождения в каждой школе действует Служба психолого-педагогического сопровождения, объединяющая всех специалистов: школьного психолога, дефектолога, логопеда.
Совокупность созданных условий дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями до окончания школы находиться в коллективе сверстников, обеспечивать непрерывность получения образования. Предоставление коррекционно-педагогической помощи и комплексного сопровождения специалистов позволяют достичь успешной социализации и адаптации этих детей.
С 2022 года в нашем городе функционирует Городской ресурсный центр инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы № 10. Центр призван обеспечивать взаимодействие, сотрудничество организаций образования, общественных объединений, неправительственных организаций и других заинтересованных организаций и лиц, а также продвижение политики государства в области прав каждого ребенка на получение качественного образования без какой-либо дискриминации. В перспективе работы центра — поддержка и координация работы восьми районных ресурсных центров и их сетевое взаимодействие.
—Абсолютно всех, и в первую очередь родителей, интересует процесс обучения детей, их результаты на олимпиадах, в конкурсах. Не значит ли это, что школа стала уделять меньше внимания воспитанию?
— Ни в коем случае. Процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга. Каждый урок, неважно, это математика или история, химия или казахский язык, имеет и воспитательное значение — формирует конкурентоспособную личность.
В школах нашего города большое внимание уделяется воспитанию гражданственности и патриотизма, правовой культуры и духовно-нравственной чистоты подрастающего поколения, изучению национальных традиций. В каждой школе действует школьное ученическое самоуправление, развивается волонтерское движение, проходят дебатные турниры, успешно действуют детские общественные организации "Жас Ұлан", "Жас қыран".
Третий год весь воспитательный процесс в школах города объединяет городская программа воспитания "ЕЛ ЖАСТАРЫ", разработанная отделом воспитательной работы ГНМЦНТО.
В рамках программы хорошей традицией стало ежегодно проводить в городе масштабные мероприятия по трем этапам: школьный, районный, городской. Такие мероприятия, как марафон по профилактике правонарушений среди школьников, смотр-конкурс "Твоя жизненная позиция", юнифест "Милосердие — главное качество человечества", марафон "Наше "НЕТ!" имеет значение" проходят с большим накалом эмоций среди команд школьников, стремлением победить и принять участие в заключительном мероприятии на сцене Дворца школьников. Сценарии выступлений команд носят авторский характер, их пишут сами школьники при поддержке родителей и учителей. Выступления команд сопровождают качественные видеоролики, отснятые также самими участниками команд и их группами поддержки. Проведение таких мероприятий является одновременно мастер-классом для молодых и начинающих заместителей директоров по воспитательной работе. По результатам каждого такого мероприятия нами издаются методические рекомендации и сборники сценариев, которые используются школами в работе с детьми.
Учителя и учащиеся школ города активно участвуют во всех республиканских воспитательных проектах и акциях.
Главными помощниками учителей всегда были и остаются родители, которые тоже принимают участие во всех мероприятиях.
— Каким вы видите алматинское образование в будущем, скажем, к 2030 году?
— Наверное, еще год назад я бы затруднялась ответить на этот вопрос. Но в сентябре 2022 года решением XXV Сессии маслихата была утверждена Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года, а также была разработана дорожная карта по реализации программы.
В разделе "Качественное образование" расставлены все приоритеты развития образования города.
В первую очередь будет создана мощная инфраструктура образования, строительство новых школ и дошкольных учреждений решит вопрос с дефицитом мест в школах и детских садах, школы получат современные модифицированные предметные кабинеты. Для того чтобы школа оставалась безопасной средой для пребывания детей, будет реализован проект "Комплексная система безопасности".
Но неизменным останется наша цель: повышение качества образования, внедрение инновационных программ и проектов.
Также предусмотрен переход 50 школ на трехъязычное обучение как важный шаг к повышению конкурентоспособности учащихся. Преподавание предметов естественнонаучного цикла: физики, химии, биологии, информатики будет проводиться педагогами на английском языке. Одновременно будет проводиться обучение учителей качественному уровню английского языка для преподавания предметов детям.
Основой для непрерывного процесса саморазвития и эффективным видом досуга ребенка является дополнительное образование, предусмотрено его качественное развитие.
Образование Алматы изменится к лучшему  и в результате реализации задач, поставленных педагогическими коллективами, работающими в рамках программы "Алматинская школа".
К 2030 году конкурентоспособность алматинского образования значительно возрастет.

Асан КУАНОВ, Алматы

Новости партнеров
×