Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Как будем избирать представительные органы страны?

21.02.2023, 20:21
Как будем избирать представительные органы страны?

В стране набирает обороты избирательная кампания по досрочным выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Истоки этих выборов — в проведенной в июне 2022 года конституционной реформе, а также в положениях предвыборной программы действующего Президента РК Касым-Жомарта Токаева. Так что отличительной чертой нынешней избирательной кампании является то, что она проходит в новом правовом поле.

"Такое сочетание двух избирательных систем в теории права принято считать смешанной системой"

Еще в 2021 году были внесены изменения и дополнения в Конституционный закон "О выборах", которые снизили избирательный порог прохождения в Мажилис Парламента РК политических партий с семи до пяти процентов. Это должно облегчить им прохождение и в Мажилис, и в маслихаты. Кроме того, почти 1/3 депутатов Мажилиса Парламента РК будут лично бороться за 29 мест в этой палате в соответствующих избирательных округах на конкурентной основе, а за остальные места борьбу будут вести политические партии на основе сформированных ими партийных списков.

Это же нововведение отчасти касается и выборов депутатов маслихатов. В областях, городах республиканского значения и столице депутаты будут избираться 50 на 50: половина — по округам, половина — по партийным спискам. На уровне же районов маслихаты будут полностью избираться по округам. То есть местное население будет выбирать конкретных претендентов, а не партию с соответствующим партийным списком. Также нельзя обойти молчанием и участие в нынешних выборах двух новых политических партий.

Как видно из порядка избрания депутатов Мажилиса Парламента РК, депутатов маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы, законодатель вернул в избирательный процесс мажоритарную избирательную систему, но при этом сохранил и пропорциональную систему выборов. Такое сочетание двух избирательных систем в теории права принято считать смешанной системой.
Смешанная избирательная система — это система, в которой применяются различные комбинации мажоритарных и пропорциональных способов определения результатов голосования. Ее отличает то, что она является более универсальной, чем каждая из систем, входящих в нее по отдельности.
Хочу напомнить и о том, что представляют собой мажоритарная и пропорциональная системы и чем они отличаются друг от друга.

При мажоритарной избирательной системе, как правило, на выборах побеждают известные политики, яркие ораторы, хорошо известные избирателям кандидаты. Пропорциональная же избирательная система зачастую открывает дорогу в Парламент менее известным кандидатам в депутаты. При выборах по мажоритарной системе избиратели голосуют за конкретных кандидатов по избирательным округам (одно- или многомандатным). В нашем случае округа одномандатные. Это означает, что кандидаты в депутаты, баллотирующиеся по округу, будут вести борьбу за один депутатский мандат.

Выборы по пропорциональной системе означают подачу голосов за партийные списки, что практически исключает голосование за конкретных лиц и выводит из избирательной борьбы независимых кандидатов.

"Взаимосвязь депутата с избирателем даст нам реальных политических лидеров"

Обе рассматриваемые системы имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, преимущество мажоритарной системы состоит в том, что она очень проста и доступна пониманию широких слоев избирателей. При ее применении избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов на выборах. Эта система начала применяться в то время, когда еще не было политических партий, а кандидатами в депутаты избирались только те, кто пользовался наибольшей популярностью у избирателей. С появлением политических партий предпочтение стало отдаваться пропорциональной системе выборов. Поскольку мажоритарная система при участии в выборах партий и политических групп дает сбои, которые выражаются в несправедливости полученных результатов. А именно значительное большинство мест в Парламенте может получить партия, победившая на выборах с незначительным перевесом голосов.

Существует также риск, что при данной избирательной системе политические взгляды некоторых общественных групп не будут представлены в выборных органах.

Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в ее пропорциональном итоге, так как места, получаемые на выборах различными политическими партиями, пропорциональны соотношению их сил в обществе и тем голосам, которые подали за них избиратели.

Учитывая, что в демократической стране в принципе не должно быть партии, которая имела бы монопольное право на выражение мнения всего общества, никто не может быть исключен из представительства в органах управления государством. Однако, кроме ощутимых преимуществ, рассматриваемая система тоже имеет недостатки. Прежде всего она отдаляет кандидата от избирателя и имеет тенденцию увеличивать разделение политических сил общества.

Что касается порядка избрания Мажилиса Парламента, то он, согласно пункту 3 статьи  50 Конституции РК, состоит из 98 депутатов. Процесс их избрания будет осуществляться в соответствии с Конституционным законом "О выборах" по смешанной избирательной системе. По системе пропорционального представительства на территории единого общенационального избирательного округа будут избираться 69 депутатов на основе партийных списков и по мажоритарной системе представительства по одномандатным территориальным избирательным округам — 29 депутатов.

Эта новация, с одной стороны, повысит роль граждан в управлении государством через избрание их в Мажилис Парламента РК не только посредством партийных списков, но и путем их самовыдвижения. С другой стороны, такой порядок выборов депутатов превратит Мажилис Парламента РК в палату, которая будет отражать интересы различных электоральных групп страны.

Кроме того, смешанный механизм формирования данной палаты восстановит долгое время нарушавшийся прежней властью конституционный принцип политического плюрализма. Этот механизм позволит участвовать в выборах в Мажилис Парламента РК беспартийным гражданам, численность которых превалирует над соотечественниками, состоящими членами каких-либо партий. Новый порядок избрания депутатов Мажилиса Парламента РК по избирательным округам позволит избирателям персонифицировать своего избранника и спрашивать с него за его пассивную работу в палате путем его отзыва. Этот механизм повысит ответственность и самих депутатов Мажилиса Парламента РК перед своими избирателями.

В будущем, на мой взгляд, такая взаимосвязь депутата с избирателем позволит выпестовать не только ответственных профессиональных политиков, но и создаст условия для появления в нашей стране реальных, а не формальных  политических лидеров.

Эдуард МУХАМЕДЖАНОВ, доктор юридических наук, профессор Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай-хана

Новости партнеров
×