Всеволод Хван

Казахстанцы неохотно пользуются  услугами, которые облегчают им жизнь. Суть в том, что любой гражданин, которому по закону положено назначение соцвыплат по утрате трудоспособности, потере работы или пособие по инвалидности и по потере кормильца, может без проблем оформить их дистанционно.

По данным Центра развития трудовых ресурсов (ЦРТР), этой возможностью воспользовались всего чуть более 200 человек.

В удаленном режиме

Сегодня в стране активно внедряются проактивные услуги, и теперь казахстанцам теперь нет необходимости обращаться лично в Правительство для граждан (ЦОНы) для оформления пособий. Это можно сделать через телефон, просто отвечая на SMS.

Как рассказала директор Департамента развития и сопровождения информационных систем по социальному обеспечению и социальному страхованию Центра развития трудовых ресурсов Лаура Сейсекеева, сегодня почти все необходимые сведения регистрирующий орган получает из информсистем госорганов, а недостающие запрашивает у получателя услуг через SMS.

Также по телефону можно отправить и номер счета для оформления пособий.

Чтобы получить услуги дистанционно, достаточно просто зарегистрироваться в базе мобильных граждан.

Информационная система Министерства труда и социальной защиты населения РК выявляет потенциального получателя услуг, как только у него появляется право на них. Затем высылает уведомление. Дав ответ на него, можно пройти весь процесс оказания госуслуги удаленно.

К слову, в данное время проактивным форматом назначения услуг воспользовались всего 234 человека.

По мнению Лауры Сейсекеевой, на самом деле получателей соцвыплат и пособий гораздо больше.

Главная причина того, что люди идут в центры обслуживания населения в том, что просто пока не доверяют проактивному формату и не отвечают на сообщения.

Почему нет доверия к получению услуги через SMS?

– На самом деле люди просто не привыкли к такого рода услугам. Вот представьте, с номера 1414 приходит СМС, в котором у получателя спрашивают: «Хотите ли оформить пособие?». После того, как он дает согласие, отправляет соответствующий ответ, приходит СМС, в котором запрашивают номер банковского счета. Либо, если ранее услуги уже оказывались, высылается счет и запрос о подтверждении его правильности. На этом этапе у людей и могут появляться сомнения, – пояснила по просьбе ЛИТЕРА суть проблемы Лаура Сейсекеева.

К слову, сегодня Минтруда и соцзщиты населения РК в проактивном формате запустило такие госуслуги, как «Назначение социальной выплаты на случаи социальных рисков утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы» и «Назначение государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца».

Работа эта продолжается, и уже до конца года появятся новые проактивные услуги: «Назначение единовременной выплаты на погребение», «Назначение государственного социального пособия многодетным семьям», «Назначение специального государственного пособия для категории «Халық Қаһарманы», «Қазақстан Еңбек Ері».

Татьяна КАЗАНЦЕВА, Нур-Султан

Новости партнеров