Жители населенных пунктов не могут оформить новые земельные участки, изменить границы существующих.
Фото: пресс-служба Мажилиса Парламента РК
Мажилисмен Бакытжан Базарбек направил депутатский запрос заместителю премьер-министра – министру национальной экономики Серику Жумангарину о проблемах в системе ЕГКН (Единый государственный кадастр недвижимости), передает Liter.kz.
“Уважаемый Серик Макашевич! Как Вам известно, в 2023 году с целью цифровизации земельных отношений был официально запущен Единый государственный кадастр недвижимости (ЕГКН). Ключевой задачей системы декларировалось упрощение процедур распоряжения земельными участками для граждан и бизнеса, исключалась необходимость получения заключения земельной комиссии”, – заявил Бакытжан Базарбек.
Однако, как выяснилось, за полтора года функционирования ЕГКН, вместо обещанного прорыва мы получили системный кризис на территориях поселков, административно подчиненных городам. Жители и предприниматели таких населенных пунктов, население некоторых из них достигает семи тысяч человек, фактически лишены конституционного права распоряжаться своей собственностью: не могут оформить новые земельные участки, изменить границы существующих, провести оценку или объединение земель.
Только на разработку ИС ЕГКН, без учета затрат на сопровождение и содержание, за пять лет затрачено 1,7 млрд тенге. При этом государственные органы потеряли доступ к своему стратегическому информационному ресурсу (упразднены АИС ГЗК и ГБДРН).
“По сути цифровизация, которая должна была облегчить процессы и жизнь граждан, по факту привела к ограничениям на распоряжение своим собственным имуществом”, – отметил депутат.
По его мнению, паралич системы обусловлен грубыми просчетами при проектировании ЕГКН, а также отсутствие доступа к ИС ЕГКН отсутствием законодательного регулирования процедур и отсутствием передачи полномочий по земельным вопросам при изменении административной подчиненности.
Первая проблема. Отсутствие доступа к ИС ЕГКН наиболее остро отразилось на работе местных исполнительных органах ввиду отсутствия доступа затруднена работа по возврату неиспользуемых земель и мониторингу в целях контроля за использованием земель, отсутствует доступ к сведениям об аннулировании прав на земельные участки, невозможен сбор информации по земельным участкам, расположенным в зонах возможного подтопления паводковыми водами, усложнена работа по изъятию земельных участков в пограничной полосе для государственных нужд.
Отсутствие доступа к сведениям ГЗК влияет на оперативность принятия решений в сфере земельных отношений, а также увеличиваются риски срыва сроков исполнения поручений главы государства.
Также на сегодняшний день в ИС ЕГКН не реализован:
формирование, ведение и закрытие электронных кадастровых дел; осуществление оценки и расчета стоимости налогообложения для объектов недвижимости; земельный баланс; выявление бесхозных земельных участков и организация работы по постановке их на учет; организация проведения землеустройства и утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков и т.д.Он напомнил, что ни один из вышеуказанных функционалов не реализован в ЕГКН, хотя с момента его запуска прошло более года.
В месте с тем из-за некорректной работы ЕГКН, в частности интеграционного сервиса ЕГКН с госсистемой субсидирования, возникли серьезные проблемы с субсидированием фермеров. Для большинства субсидий обязательным критерием является наличие сельхозземель на праве собственности или аренды.
Сведения по земельным участкам подтягиваются из ЕГКН. Но фермеры жалуются, что их земельные участки либо отсутствуют, либо некорректные.
Вторая проблема. Отсутствие в ЕГКН функции по передаче полномочий по земельным вопросам при изменении административной подчиненности.
Так, при административном подчинении поселка городу, земли таких поселков остаются на учете акимата соответствующего района области по фактическому территориальному расположению, тогда как распоряжается землями поселка акимат города.
Учитывая, что земельно-кадастровое деление Республики Казахстан основывается на территориальной принадлежности, административно подчиненный поселок имеет кадастровый код района, на территории которого расположен. Тогда как город имеет отдельный кадастровый код.
Административное подчинение населенных пунктов учитывается в рамках ведения классификатора административных территориальных образований (КАТО). Однако подобный механизм учета и распределения полномочий отсутствует в функционале ЕГКН.
Кроме того, с запуском ЕГКН и вступлением в 2023 году Закона по цифровизации госуслуг в сфере земельных отношений земельные комиссии в городах, где автоматизировали предоставление земли, были упразднены. В сложившейся ситуации возникает вопрос: как будут предоставляться участки в черте поселков, подчиненных городам, – по электронному порядку для городов или через земельные комиссии для сельских населенных пунктов?
Если будет второй вариант, означает ли это сохранение земельных комиссий в городах с сельскими территориями, учитывая отсутствие их оцифровки?
К сожалению, вместо решения вопроса на протяжении почти полутора лет ответственные министерства создают недопустимую волокиту.
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности вместо устранения ошибок, предлагает полузаконные схемы – присвоение поселкам отдельных кадастровых кодов. При этом законодательно запрещено присвоение отдельных кодов ниже уровня района.
В свою очередь Министерство сельского хозяйства уклоняется от решения проблемы, перекладывая ответственность на Министерство цифровизации. При этом данное министерство само непосредственно отвечает за реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.
Сложившаяся ситуация не только блокирует развитие предпринимательства, но и подрывает доверие к государственным институтам.
“На основании вышеизложенного просим поручить ответственным министерствам в кратчайшие сроки решить проблему жителей и предпринимателей с получением государственных услуг в сфере земельных отношений в поселках, административно подчиненных городам”, – добавил Бакытжан Базарбек.