Ситуация на казахстанско-кыргызской границе: никаких барьеров для передвижения товаров нет
Вопрос о ситуации на казахстанско-кыргызской границе, периодически обостряясь, поднимается Кыргызской Республикой уже более года. Казахстан безуспешно призывает соседей решить вопрос прозрачности перемещения грузов комплексно с применением цифровых технологий, путем обмена данными по перемещающимся транспортным средствам, применения электронных пломб к грузовикам и других способов. Однако вторая сторона остается «глухой» к озвученным предложениям. Почему так сложилось, читайте в материале Liter.kz.
Как сообщила пресс-служба Министерства торговли и интеграции РК, с начала 2019 года по июнь 2020 года через казахстанско-кыргызскую границу в направлении Казахстана и России проследовали почти 80 тысяч грузовых автотранспортных средств. Из них проведена выборочная проверка 1 547 транспортных средств в результате в 1505 случаях выявлены грубейшие нарушения налогового законодательства Казахстана.
«Так, указаны фиктивные получатели в Казахстане или России, перемещаемые товары не соответствовали тому, что было указано в сопроводительных документах. В результате были доначислены налоговые платежи на сумму более пяти миллионов долларов США», - сказано в сообщении.
Несмотря на указанные факты, Бишкек, по мнению министерства, остается «глухим» к конструктивным предложениям Нур-Султана, продолжая будировать вопросы «мифических барьеров».
«Такое поведение наших партнеров наводит на справедливые подозрения о намеренном отказе от добросовестного сотрудничества в целях ухода от легального перемещения, прежде всего, товаров народного потребления, ввозимых из КНР на территорию стран ЕАЭС. Об этом свидетельствует излишнее обострение данного вопроса, информационные атаки и рассмотрение данного вопроса на площадке ВТО, к которой данные вопросы не имеют отношения», - подчеркнуто в пресс-релизе.
О том, что вопрос «серьезно раздут» свидетельствует и проведенный двусторонний хронометраж прохождения пункта пропуска границы. Так, в силу пропускной способности пунктов одновременно могут проходить досмотр до 20 автомашин, при этом проведение контроля на казахстанском участке границы занимает 20-22 минуты, из них от трех до пяти минут сканирование документов для налогового контроля. Это зафиксировано Протоколом двухсторонней встречи между представителями рабочих групп Казахстана и Кыргызстана, состоявшейся 3 июня 2020 года.
При этом определенные скопления автотранспортных средств на казахстанско-кыргызском участке границы, наблюдаемые в последние месяцы, обусловлены рядом объективных причин:
- Первое, приостановление в связи с пандемией COVID-19 работы пяти автомобильных пунктов пропуска из семи существующих. Необходимо отметить, что, несмотря на пандемию, Казахстан полностью не закрывал пункты пропуска для передвижения грузов, лишь сократив количество действующих пропускных пунктов с обеспечением установленных санитарно-карантинных норм.
На сегодня в связи с улучшением эпидемиологической обстановки принято решение о постепенном возобновлении работы всех пунктов пропуска в ближайшее время. Так, с сегодняшнего дня начинает работать пункт пропуска «Сыпатай - Батыр», что позволит существенно «разгрузить» действующие пункты пропуска и ускорить время прохождения грузовых авто через границу.
«Решение о закрытии пунктов пропуска принято Казахстаном в целях не допущения ввоза и распространения коронавирусной инфекции. Вопросы эпидемического благополучия относятся к вопросам национальной безопасности, что является исключительной прерогативой национальных правительств. Следует отметить, что всего было закрыто 20 пунктов пропуска по всему периметру государственной границы. В основном это пункты, через которые в большинстве перемещаются физические лица», – сообщает Министерство торговли и интеграции Казахстана.
- Еще одним фактором стал традиционный рост количества перемещаемых большегрузов, связанный с началом сезона созревания плодоовощной продукции. Так, например, в мае прошлого года через семь пунктов пропуска прошло 5 589 автомашин и среднее скопление в пунктах пропуска составляло 60-70 автомашин, в текущем году за май через два пункта пропуска границу пересекла 4 261 автомашина, что в пиковые дни вызвало скопление автомашин до 500 в день.
Кроме того, проведение кыргызской стороной карантинно-контрольных мер непосредственно на пунктах пропуска является причиной заторов на кыргызской стороне. Проводимые мероприятия включают в себя экспресс-тестирование на COVID-19, анкетирование водителей, а также санитарную обработку транспортных средств. Все это вкупе занимает достаточно продолжительное время.
В свою очередь, казахстанская сторона для соблюдения карантинных норм на границе проводит только анкетирование водителей. Процедура проводится при пограничном досмотре и не занимает дополнительного времени. Далее уже на территории Казахстана у водителей большегрузов берется ПЦР-анализ. Важно отметить, что водитель не дожидается результатов теста, он отправляется по оговоренному маршруту. В случае выявления инфекции в анализах, водителя находят по данным анкеты. В случае отрицательного теста водитель следует к месту назначения беспрепятственно.
«В целом не понятна цель проведения экспресс-тестирования выезжающих водителей. По всем международным правилам государство обеспечивает безопасность на своей территории. Но даже, если наши кыргызские коллеги решили «обезопасить» таким образом соседние страны, зачем проводить это тестирование в пункте пропуска, ведь этот анализ можно сдавать и на подъезде к нему?» - резонно задаются вопросом в Министерстве торговли и интеграции.
Хотелось бы в очередной раз подтвердить, что Республика Казахстан не устанавливает никаких барьеров для передвижения товаров.
Следует отметить, что данный вопрос дважды рассматривался Коллегией Евразийской экономической комиссии, занимая по четыре часа обсуждений, в результате Коллегия не приняла решения о наличии барьера в действиях Казахстана. В свою очередь, действия Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в части осуществления экспортного и налогового контроля признаны Коллегией ЕЭК легитимными, учитывая, что данные меры относятся исключительно к национальной компетенции.