Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Скандалы вокруг сервисов такси: почему бизнес и премиум-тарифы не работают в Казахстане

Уставшие водители и беспомощные пассажиры жалуются друг на друга.

Скандалы вокруг сервисов такси: почему бизнес и премиум-тарифы не работают в Казахстане
Фотоколлаж Liter.kz

По данным Республиканской ассоциации служб такси Казахстана, по состоянию на 2023 год было зарегистрировано 2 833 перевозчика с 10 624 автомобилями такси. Сервисов такси немного, есть устоявшиеся, которые в целом не конкурируют друг с другом, что естественно влияет на качество. Liter.kz разбирался, должны ли открывать водители такси тарифа “бизнес” дверь пассажирам, за что обеим сторонам снижают рейтинг и к чему приводит отсутствие контроля сервиса такси со стороны госорганов.

Сегодня такси стало массовым общественным транспортом. Услугами "шашечек" пользуются ежедневно. И это при том, что казахстанское такси признано самым дорогим среди стран СНГ.

За январь–декабрь 2023 года доходы компаний, оказывающих услуги такси в Казахстане, выросли на 17% за год – до 5,9 млрд тенге. За этот период их услугами воспользовались 47,4 млн человек, что на два процента меньше, чем годом ранее.

В январе этого года Министерство транспорта Казахстана провело встречу с представителями автовокзалов и транспортных компаний в сфере междугородних и пригородных пассажирских перевозок, таксопарков и агрегаторов такси. Водители, сотрудничающие с inDrive и Yandex Taxi, рассказали министру об особенностях работы агрегаторов, которые способствуют росту аварийности на дорогах. В частности, по их словам, одна из компаний материально стимулирует партнеров к переработке. В системе объявляются акции, по условиям которых водители могут получить хорошие бонусы за выполнение определенного количества заказов.

К примеру, есть вознаграждения за 180 и 300 поездок в неделю. Чтобы выполнить условия, в первом случае нужно ежедневно трудиться примерно по 12-13 часов без учета перерыва, а во втором – по 21-22 часа. Из-за таких поощрений и высоких размеров комиссионных удержаний водители устраивают изнуряющие гонки за доходами, что в итоге приводит к росту ДТП. Такой напряженный график, конечно же, вынужденный. Иначе таксист мало заработает.

Помимо ДТП, с каждым годом увеличиваются и конфликты пассажиров с водителями такси. Если раннее о многих спорах мы и не догадывались, то теперь благодаря соцсетям уже не так легко остаться в тени. К примеру, недавно по всем пабликам разлетелся ролик с девушкой, заказавшей такси бизнес-класса. Она заявила, что в подобной опции все водители такси обязаны открывать дверь пассажирам. Но вот сам таксист не согласился с ней, апеллируя, что за тысячу тенге он не будет этого делать.

Для разъяснения ситуации редакция Liter.kz обратилась в казахстанскую службу Yandex taxi, однако так и не получила официального ответа, как и в службе поддержки приложения. Подробнее о тарифах есть информация на сайте сервиса.

Так, по стандарту тарифа "Бизнес" установлен дресс-код как для мужчин-водителей, так и для женщин: классика – белая рубашка в сочетании с классическими, однотонными брюками (юбкой) или джинсами и брюками темных цветов. В зимнее время допускаются пуловер или свитер светлых или темных цветов.

Премиальному тарифу — пристальное внимание пассажиров. Поэтому здесь самые высокие требования к водителю и автомобилю, – пишут на сайте “Яндекс Про”.

В салоне автомобиля должна находиться зарядка для Android и iOS (в том числе Type-C) с проводом длиной не менее одного метра, запечатанные бутылки воды без газа, влажные салфетки. Помимо этого, обязательно должен быть зонт, чтобы пассажир, подходя к машине, не намок из-за дождя. А также в инструкции указано, как встречать пассажира.

Всегда встречайте пассажира у задней пассажирской двери. Вежливо приветствуйте пассажира. Если пассажир с багажом, предложите помощь. Сначала откройте пассажиру дверь, дождитесь, пока он сядет, закройте за ним дверь – и только после этого уберите багаж в багажник. Если среди пассажиров есть женщина, сначала откройте дверь ей, а потом – мужчинам, – написано в стандартах качества.

Судя по жалобам пользователей “бизнеса” и “премиум”, а таких не много, данные тарифы в Казахстане не работают как положено. А водители требованиям сервиса не соотвествуют. 

Еще один случай произошел на трассе Астана – Павлодар. Водитель практически всю дорогу сидел в телефоне. На замечание пассажирки не реагировал, а потом и вовсе оставил женщину на трассе. Все происходившее она снимала на видео. Мужчина грубил, заявив, что повезет ее дальше, только если она удалит запись. И нередко от горожан поступают подобные жалобы в адрес таксистов.

Скрин из соцсетей

Сегодня водителям могут снизить рейтинг за несоблюдение стандартов обслуживания и правил поведения на дороге. К таким нарушениям относятся: грязный или неопрятный салон автомобиля, наличие посторонних предметов в салоне, мешающих комфорту пассажиров, превышение установленных скоростных ограничений, нарушение ПДД, некорректное общение с клиентами, приезд к пассажиру с неправильной стороны или отказ от выполнения заказа после его принятия. Таксисты в свою очередь жалуются на жадных на оценки пассажиров. Так, в сети долгое время обсуждали видео, где таксист эмоционально задается вопросом, почему пассажиры ставят низкие оценки. Таким образом, в приложении такси рейтинг мужчины резко упал, что отразилось на его заработке.

Скрин из соцсетей

Пассажирам, кстати, тоже могут снизить рейтинг. Самые распространенные причины – это неоплата или частичная оплата стоимости поездки при наличном расчете, отмена заказа после прибытия такси или вызовы в разных сервисах такси одновременно, неподобающее общение с водителем (придирчивость, назойливость), загрязнение салона автомобиля, размещение в салоне или багажнике негабаритных грузов без предварительного согласования.

Но не всегда во взаимоотношениях водитель-пассажир только негативная составляющая. Например, таксист под псевдонимом Арни поет для своих клиентов, пока везет их в точку назначения. В одном из своих роликов мужчина признался, что дома у них нет певцов, а петь для всех он начал в детстве.

В детстве у нас дома не было телефона. Чтобы позвонить, ходили к тете, живущей неподалеку. Я приходил к ней, брал телефонную книгу и просто рандомно набирал номер и пел в трубку "Земля в иллюминаторе". С тех времен прошло практически 40 лет. В репертуаре у меня сейчас в основном шансон, – рассказал Арни.

Первое видео, которое Арни опубликовал в соцсетях из такси, набрало 800 тысяч просмотров. По словам поющего таксиста, старается петь он, когда видит грустные лица людей и хочет им поднять настроение. Самая популярная песня – "Ах, какая женщина".

Кто регулирует такси?

Председатель Республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов рассказал, что за прошлый год зарегистрировано 2 833 перевозчика с 10 624 автомобилями такси.

На самом деле это те компании, которые подали уведомления и предоставили список автомобилей такси, но на рынке работает большее количество. Это порядка 200 тысяч водителей, из них 70% подрабатывают, у остальных – работа в такси основной заработок. И это теневой рынок, то есть осуществляют перевозку без регистрации ИП либо ТОО и соблюдения норм транспортного законодательства, – сказал Медет Курманов.

По его словам, в Казахстане сфера пассажирских автомобильных перевозок оказалась в затруднительном положении. Более 90% рынка функционирует вне рамок законодательства, создавая условия, при которых безопасность пассажиров и водителей остается под вопросом. Кроме того, отсутствует должное регулирование и контроль со стороны государственных и местных органов власти, которые приводят к многочисленным негативным последствиям, включая угрозу жизни и здоровью граждан.

Одной из ключевых проблем является недостаток заинтересованности и вовлеченности местных исполнительных органов в организацию и регулирование работы такси, несмотря на то, что это напрямую входит в их компетенцию. В Алматы задачи по регулированию лежат на управлении городской мобильности, в Астане – на управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, – отметил эксперт.

По его словам, нормативно-правовые акты, регулирующие сферу такси, теоретически позволяют организовать работу на цивилизованном уровне, однако на практике остается много нерешенных вопросов.

Медет Курманов считает, что необходима срочная корректировка политики в этой области для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров и водителей.

Еще одна реальная проблема в сфере такси, особенно заметная в часы пик, – это неоплаченные услуги такси. Пассажиры, стремясь сэкономить время, могут разместить заказы в нескольких службах одновременно и выбрать ту машину, которая прибудет первой. В результате водители, приехавшие позже, остаются без заказа, поскольку он уже будет отменен. Это не только ведет к потере времени для водителя, но и приводит к его убыткам, – рассказал глава ассоциации.

При этом он отметил, что для минимизации таких случаев необходимо ввести штрафы за множественные заказы в разных сервисах такси, если это приводит к неоплате поездки. Также разработать системы, позволяющие отслеживать и блокировать пользователей, регулярно совершающих неоплаченные поездки.

Думаю, нужно повысить осведомленность пассажиров о влиянии их действий на работу водителей и репутацию сервисов такси через информационные кампании. Для стимулирования лояльности можно внедрить бонусные программы для пассажиров. Эти меры помогут снизить количество неоплаченных поездок и улучшить взаимодействие между пассажирами и службами такси, обеспечивая более качественное и надежное обслуживание, – считает Медет Курманов.

Новости партнеров
×