Скупают дома на земле и выпали из воспитания детей — психолог об агрессии и тревожности у казахстанцев
Случаи проявления агрессии участились не только в Казахстане, но и во всем мире.
В последнее время ленты новостей пестрят заголовками о том, что кто-то кого-то убил, изнасиловал, избил намного чаще, чем раньше. Чего стоит шокирующий инцидент в петропавловской школе, когда ученик набросился на детей с молотком и топором. В чем причина участившейся агрессии и тревожности как взрослых, так и детей, корреспонденту Liter.kz рассказала практический психолог, специалист по работе с родом Ирина Новак.
"Перестали есть, пить и спать"
Тревожность в современном мире — слово, которое мы слышим все чаще. Свою роль в этом выполняет информация, которая стала доступной как никогда.
Что случилось с моими клиентами после землетрясения в Турции? Информация о трагедии была настолько открытой и шокирующей, что у огромного количества алматинцев начались панические атаки. Люди стали искать дома на земле, продавать мебель. Перестали есть, пить, спать. Работать не могут на полном серьезе. Люди сидят и ждут, когда обвалится потолок. Хотя с ними это не происходит здесь и сейчас. И таких людей после землетрясения много. А что было после ковида? Это просто не пересказать, — говорит Ирина Новак.
Однако внутреннее состояние тех, у кого, как мы привыкли говорить, "сдали нервы", было "застресовано" давно.
Они давно были напитаны страхом смерти. Только они увидели эту смерть, а это был триггер, их внутренний мир просто разбил пружину их личности. Происходит раскол в сознании. Но это взрослые люди. А что происходит с детьми? — говорит Ирина Новак.
"Главное, чтобы пробился и поднялся"
Если взрослые обычно способны взять себя в руки, то дети, все чаще сегодня демонстрируют повышенный эмоциональный фон, совершают жестокие поступки, потому что находятся в том состоянии, которым не могут управлять.
Когда человек на эмоциях, у него отключается сознание, он не может думать. Это можно делать только тогда, когда ты управляешь своими чувствами. Так вот, подросткам это сложно. Они чисто физиологически в силу своих подростковых особенностей зачастую не могут этого делать. Потому что они только взрослеют. А эмоциональный фон уже очень высокий. Сейчас они демонстрируют очень большие качели в чувствах. Это говорит о том, что их сознание либо чем-то перегружено, либо отключено. Подростки чаще всего демонстрируют разрушение, насилие. Но когда мы видим поведение подростков, мы имеем с вами, грубо говоря, конец паровоза. А что на самом деле происходит? Чтобы сформировалось такое поведение, личность должна пройти все фазы — мысли, чувства, действия, — отмечает психолог.
Наше бессознательное, со слов Ирины Новак, записывает все, что окружает человека с того момента, как он рождается. И касается это больше не фактов или событий, а в большей степени сферы чувств.
Если вокруг агрессия, пишется состояние злости, либо ожидание удара. Наше бессознательное пишет чувственную сферу. К 12-14 годам подростки уже имеют полный набор чувств. Где и когда эти чувства выстрелят, в какой момент они проявятся именно в том виде, в котором были записаны, — мы не знаем. Поэтому вчера вроде это был уравновешенный, добрый подросток, а сегодня он взял молоток и нанес 18 ударов однокласснице. Это говорит о том, что в бессознательном, в его чувственной сфере, уже были и агрессия, и ужас, и подавление, и тирания. Но что делаем мы — ищем причины в материальном мире, спрашиваем, что произошло, ищем триггеры, кнопки, которые запустили это в нем. И мы обычно находим. Учительница повысила голос или одноклассница не дала списать, и этого было достаточно, чтобы распаковалась капсула бессознательного. Но ведь она уже была сформирована, — отметила Ирина Новак.
Подростки, в силу того, что физиологически не могут управлять своими эмоциями, считаются контингентом риска с точки зрения чувств.
И внимание, которое должно быть уделено родителями детям, обществу детям — это не пустые слова. К сожалению, многое утрачено. В 1991 году, обретя собственную независимость, мы разрушили многое, что было создано для семьи. А теперь начинаем понимать, к чему мы пришли, — говорит Ирина Новак.
В своей практике психолог нередко встречает детей, ставших жертвами, материальных ценностей нашего современного мира.
Есть дети, которые учатся в престижных школах, но цена их обучения — это подавление чувств, тела. Это зомбированные дети, которые с утра до ночи занимаются только своими мозгами. Что происходит в чувственной сфере — родителям часто все равно. Главное, чтобы был "Болашак", грант, чтобы ты пробился и поднялся. Ко мне приводят подростков с очень большой степенью страха за сегодняшний день, потому что должен хорошую оценку получить, за будущее. Даже был пример, когда девочка на контрольном срезе по химии, идя на "Болашак", получила 4. А это значит, что ты не получишь грант. И открылась такая психосоматика, что человек попал в реанимацию. Мы вытаскивали ее вместе с врачами. Потому что произошел отказ от жизни. 4 по химии — это всего лишь триггер. А то что сложился страх перед будущим: "Как я буду жить, если не получу этот грант?" Кто заложил в нее этот страх? Конечно, родители. Та социальная среда, которая нас окружает, где нет никаких внутренних опор, веры в себя, есть только вера в то, что если ты где-то прорвешься, не умом, так кулаками, то твоя жизнь наладится. Это жуткий перекос сознания в будущее, что "я учусь сегодня, чтобы жить завтра". А в чувственной сфере всегда страх. Он начинает размывать человеческие опоры. То есть наша личность настолько становится неустойчивой. И в первую очередь эту неустойчивость мы видим в детях, — бьет тревогу специалист.
"Родители выпали из воспитания детей"
По словам психолога, есть и второй принцип нашего бессознательного — то, что оно записало как норму, то и будет искать. Ребенок, в котором заложено бессознательно много тепла, уверенности, ощущение своей нужности, ценности, будет выбирать из огромного потока жизни и информации позитив, то, что созвучно в его чувственной сфере. Подросток, у которого в семье много страха, агрессии, который "нафарширован" негативом, из того же потока жизни и информации будет выбирать в общей степени минус.
Родители приходят и говорят: куда он не пойдет, везде беда, везде его бьют. Или по улице пройдет, какую-то нехорошую компанию обязательно встретит. Почему? Потому что у ребенка уже есть вектор в чувственной сфере, который, к сожалению, сформирован. Эти дети внутренне уже запрограммированы на боль, страдания, злость. И произошло это в семье, в ближайшем окружении. Там уже есть магнитик, на который накладывается среда в виде СМИ, — говорит Ирина Новак.
Психолог рассказывает о базовом треугольнике развития детей – родитель, учитель, ребенок.
Так вот, родитель выпал из этого треугольника. Учитель остался носителем знаний. Наш ребенок остался как единица в большом мире. И тогда его сознание смещается в СМИ. Там мы имеем полную линейку от нуля для плюса. Именно чувственном исполнении. Ребенок сталкивается с большим диапазоном жизни. Для него жизнь в этом многообразии представлена от самого ужасного до самого прекрасного. Раньше ужас не доходил до подростков в таком объеме. Сейчас доходит. Сознание, предоставленное самому себе, не может выбрать, что оттуда ценное и важное. И в силу запрограммированности на негатив они попадают в такой бульон жизни, где порой не выживают. Они "сварились", не выдержали ударов, — отмечает психолог.
Она приводит в пример Германию, где детям нельзя смотреть телевизор до трех лет. Таким образом общество защищает сознание детей от негатива.
Компьютерные игры, мультфильмы, новости, тематические программы и фильмы порой отравлены негативом. Бессознательно дети проживают страх, ужас, напряжение, тревогу и боль. Есть версия, что, увидев насилие на экране в миллионный раз, дети перестают чувствовать боль. Нет, это не так. Испытав насилие вместе с героем драмы, просто увидев кошмар, ребенок, скорее всего, выключает чувства, чтобы больше никогда не ощущать эту боль. Это его бессознательная защита, — говорит психолог.
Отдельно она остановилась на воспитании детей нянями, гувернантками, где, по ее словам, тоже нет чувств.
Родители заняты бизнесами либо личной жизнью. Дети оказываются в чувствах чужой тети, которой они не нужны и не важны. Забота няни не может развивать чувства ребенка. Поэтому ребенок вырастает с закрытыми, неразвитыми чувствами. Кейс из практики. Девочка выросла с гувернанткой при живых папе и маме. Успешные люди. Но им было не до ребенка. В 7 классе девочка толкнула школьницу с лестницы. Толкнула легко, зная, что ученица будет падать вниз и будет покалечена. Но она не чувствовала этого. Где были ее чувства? Их у нее уже не было. Девочка благодаря няне знала в совершенстве английский и китайский языки, но она была бездушной и циничной, — рассказала Ирина Новак.
Подводя итог разговора, психолог отметила, что психологическая неразвитость вместо чувств — пустота и огромная травма современных детей, чьи родители оказались неспособны любить своих детей.
Дина Алиева