Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

“Слово пацана”: поучительный сериал или романтизация бандитизма?

Узнали мнение экспертов.

“Слово пацана”: поучительный сериал или романтизация бандитизма?
Фотоколлаж: Liter.kz

Сериал “Слово пацана. Кровь на асфальте” – одна из самых громких премьер уходящего года. В основе сюжета – история жизни уличных группировок в Казани, рассказ о судьбе юных бандитов-школьников во время перестройки. Основанный на реальных событиях сериал не оставил равнодушным и зрителей Казахстана. Аудитория после просмотра первых серий разделилась на тех, кто остался в восторге, и тех, кто его хочет запретить. Что думают эксперты и зрители о трендовой новинке, рассказываем в материале Liter.kz.

Романтизация бандитизма или нравоучение молодежи?

В основе сериала “Слово пацана”– книга Роберта Гараева про криминальный Татарстан. Известно, что в Казани в 70–80-е годы орудовали уличные банды, состоявшие в основном из школьников. Они делили улицы и устраивали массовые драки — часто со смертельным исходом. Есть даже специальный термин “казанский феномен”, описывающий события тех лет.

Премьерный показ сериала начался 9 ноября 2023 года в онлайн-кинотеатрах. И с тех пор каждый четверг казахстанцы с нетерпением ждут выход новой серии.

Кинолюбительнице Айнур Есимовой картина напомнила постсоветское детство, когда в стране царил кризис, а районы делили разные группировки.

Согласитесь, атмосфера фильма, декорации возвращают нас в наше детство. В те самые серые хрущевки, безденежье, дележку на районы. Бандитизм ведь процветал среди взрослых и детей. В фильме же рассказывают о последних. В этом его особенность. Я думаю, что надо показывать и рассказывает о тех событиях, чтобы дети, школьники понимали, чем может обернуться уличный авторитаризм, – считает она.

Однако не у всех зрителей сериал вызвал ностальгию и положительные эмоции.  Главной претензией с момента выхода сериала остается романтизация насилия.

Кадр из сериала

Так, чиновники Казахстана рассматривают вопрос о возможном запрете сериала. Однако среди молодых казахстанцев фильм все больше набирает обороты: создаются каверы к саундтреку сериала, устраиваются драки и продается шапка главного героя за большие деньги.

Что думают кинокритики?

Не только качественная картинка, но и схожесть культур, историй притянула казахстанцев к просмотру новых серий нашумевшего сериала.

Кинокритик Айдие Айдарбеков отмечает, что “Слово пацана” больше близок к казахстанцам по колориту, нежели россиянам. К тому же тщательная проработка деталей на уровне сценария, операторской работы, режиссуры, актерской игры позволила сериалу моментально забраться в топ по просмотрам.

Определенная актуальность и параллели с сегодняшними событиями, всем знакомый и до горечи любимый “советский” сеттинг, ностальгическое для многих настроение и флешбеки воспоминания во время просмотра, даже более близкий нам, нежели россиянам тюркский колорит – причины популярности сериала. Не думаю, что среднестатический житель Челябинска без перевода поймет главный хитовый саундтрек, в отличии от жителя Кокшетау, ну а имена ключевых персонажей Айгуль и Марата говорят сами за себя. И будем честны, к сожалению, не так часто появляется на территории СНГ действительно качественный со всех точек зрения контент, – говорит киноэксперт.

Кадр из сериала

Тут же кинокритик провел параллели с успехом отечественных сериалов “5:32”, “Шекер” и “Черный двор”, которые, несмотря на тяжелую тематику и взрослый рейтинг, побили рекорды по просмотрам на казахстанских стриминговых платформах.

Скорее всего, для “Черного двора” выход “Слова пацана” может как раз таки послужить вторым дыханием ввиду схожей тематики, режиссер Диас Бертис и съемочная команда данного сериала заслуживают, чтобы еще больше людей посмотрели наш отечественный продукт, – поделился мнением Айдие.

В первую очередь сериал о “казанском феномене”, считает кинокритик.

Чем ближе к реальности материал, наполненный живыми персонажами, тем интереснее зрителям погружаться в созданный режиссером мир сериала. Тем более что много фантазировать и придумывать особо ничего не надо, то что происходило в Казани и в Татарстане, было и во многих городах Казахстана. А локации сейчас даже в Астане похожие можно найти, не говоря уже о целых районах Алматы. Если так взять, то и буллинг, и деления на различные слои, неприязнь и конфликты на такой почве, тоже, к сожалению, сегодня не редкость, – подчеркнул кинокритик.

Кадр из сериала

Романтизацию бандитизма в фильме Айдие не отрицает, но при этом не обесценивает ее предостерегательную роль.

Многие говорят о романтизации как минусе, но на самом деле, если внимательно и до конца посмотреть все серии, прочитать книгу, то романтизации там не так много, а если трезво все оценивать и включить критическое мышление, то, наоборот, сериал может стать отличной методичкой “как не надо”, и что сейчас действительно все намного лучше, чем было тогда. Не стоит забывать, что сериал основан на реальных событиях и “казанский феномен” имел место быть. Минусом тоже, наверное, можно назвать те же качества – слишком хорошо свою работу проделала вся съемочная команда, актеры и режиссер – сериал увлекает, его хочется смотреть, за персонажей переживаешь, событиям веришь, и иногда примеряешь на себя их роли, но в целом это и есть основная цель хорошего кинематографического произведения, – пояснил он.

Мнение психолога

Психоаналитик Айгерим Абельмажинова также связывает популярность сериала с общностью советского прошлого.

Взрослому поколению сериал полюбился неким возвращением в старые добрые времена: одежда, инфраструктура, культура и легкость в части ответственности – государство все решило, тебе остается идти по сказанному маршруту. Или же государство разваливается – правил нет. И это снова про минимальную ответственность и беспредел. Также нужно отметить, любовь людей к жалости, к жалости к самим себе, из разряда “вот в наше время”. Молодое поколение смотрит из вопроса “А как было?” и сравнивает со своим настоящим, – считает психолог.

В сериале показано отсутствие нормальной коммуникации между взрослыми и детьми. Кажется, что они друг друга не понимают, не хотят слушать, винят детей в насилии. В этом плане психолог отметила, что тогда родители жили по правилам государства, где все были наравне.

Кадр из сериала

Взрослые люди того времени не были взрослыми в психологическом плане, они были ведомы. Дети и подростки того времени не могли никак опираться на собственных родителей и иметь с ними налаженную коммуникацию, потому что родители не повзрослели, не нарастили собственную внутреннюю опору. Никак их за это и не обвинить, – добавила Абельмажинова.

Касательно случаев, когда, насмотревшись фильма, школьники делили районы, ставили на счетчик своих ровесников и детей помладше, у психолога свое мнение. По ее словам, посыл большинства сериалов в том, что жизнь – это страдание, счастье в бедности и богатая жизнь несчастна.

А теперь вопрос: кто вообще смотрит сериалы? Те, у кого есть свободное время. Вышедшие серии данного сериала в сумме составляют более 6,5 часов. На что вы бы потратили, если бы вам дали 6,5 часов? В то же время я считаю сериал поучительным. Важно всю поступающую в ваш мозг информацию проводить через внутренний фильтр, – советует эксперт.

Нужно ли запрещать сериал?

Как отмечает кинокритик Айдие Айдарбеков, запрещать что-то сегодня, когда у всех есть доступ в интернет, который хранит в себе все, – не совсем хорошая идея.

Основная премьера сериала прошла, и новые серии выходят в первую очередь на российской стриминговой платформе Wink, которая в Казахстане официально даже еще не работает. Как можно такое запретить? Когда мы смотрим бои Головкина – а ради них мы встаем и в 4, и в 6 утра, разве после романтизируем драки? Я сам большой любитель, например британского сериала “Острые козырьки”. Сериал довольно-таки популярен и по сей день, но не помню, чтобы кто-то после просмотра этого сериала вставлял лезвия в свои кепки с надписями LA, NY, или Born Qazaq. Да, конечно, после “Игры в кальмара” даже дети играли на площадках по всему Казахстану в “Красный свет – зеленый свет”, но романтизацией происходящее в “Слове пацана” тяжело назвать хотя бы потому, что еще не все серии официально вышли и многие не знают концовки того, что произойдет с этими персонажами, – считает киноэксперт.

Кадр из сериала

При этом Айдие добавил, что и в казахстанском кинематографе есть фильмы, которые даже больше романтизируют бандитский образ жизни.

В том же “Рэкетире” Акана Сатаева, одного из самых популярных и успешных казахстанских фильмов, на самом деле намного больше романтизации такого образа жизни, нежели в “Слове пацана”. Бояться нужно не того, что наши соотечественники будут романтизировать сериалы про гопников, переживать нужно за то, что уровень критического мышления, цифровой и медиаграмотности, к сожалению, до сих пор недостаточно высокий, раз есть такие опасения. Кстати, интересно было бы, если уже наши чиновники рассказали бы о своем списке любимых сериалов, фильмов и книг. А то многое, к сожалению, мы узнаем о наших чиновниках из совсем других списков. Измениться может многое, если не запрещать, а решать такие проблемы, – говорит он.

Психолог Айгерим Абельмажинова касательно запрета отмечает, что психика способна приспосабливаться к чему угодно. В пример, она приводит Северную Корею, где запрещено 99% из того, что свободно в Казахстане.

Если сериал будут запрещать на государственном уровне, сериальщики найдут себе новую пилюлю. Так как сериалы — это эмоции, жизнь, – отметила психолог.

Резюмируя вышесказанное, “Слово пацана” можно рассматривать как сериал-предостережение для молодежи и как ностальгию для взрослых казахстанцев. В каждом фильме 18+ есть запрещенные сцены, насилие, а в описывающих историю группировок фильмах таких сцен еще больше. Запрещать сериалы с бандитской тематикой бессмысленно – аудитория найдет другой способ просмотра или переключится к другому фильму в таком жанре.

Новости партнеров
×