Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 508.05  534.82  5.06

Соблюдение принципов участия граждан ввыборах — гарантия их справедливого проведения

18.02.2023, 18:35
Соблюдение принципов участия граждан ввыборах — гарантия их справедливого проведения
Фото Павла Михеева

В предвыборной платформе Президента РККасым-ЖомартаТокаева "Справедливый Казахстан — для всех и для каждого" отмечается, что конституционная реформа заложила политико-правовую основу новой политической модели Казахстана и политическая модернизация страны необратима. Подтверждением тому должны стать и предстоящие выборы депутатов в Мажилис Парламента РК и в местные представительные органы — маслихаты (областные и районные), которые будут проходить уже по обновленному законодательству.
"Существенный прорыв в демократизации казахстанского общества в целом и в избирательной системе, в частности"
Безусловно, основными правовыми актами, регулирующими проведение выборов в нашей стране,являются Конституция РК и Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.01.2023 г.).

Модернизируя политическую систему, конституционная реформа 2022 года внесла существенные коррективы и в избирательную систему нашей страны. Отныне избрание депутатов в Мажилис Парламента РК будет проводиться по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе, когда 70% депутатов будут избираться по партийным спискам, а 30% — по одномандатным округам.То есть свои голоса избиратели будут отдавать за определенно-конкретного гражданина — кандидата в депутаты. Причем теперь для граждан предусмотрено и самовыдвижение кандидатом в депутаты. В областные (города республиканского значения) маслихаты 50% депутатов будут избираться по партийным спискам и 50% — по одномандатным избирательным округам. Депутаты районных маслихатовбудут избираться исключительно по мажоритарной системе, то есть по одномандатным избирательным округам. Конечно же, это существенный прорыв в демократизации казахстанского общества в целом и в избирательной системе, в частности.

Выборы в Казахстане основываются на свободном осуществлении гражданами своего права избирать и быть избранными в государственные органы и органыместного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме (п.2 ст.33 Конституции РК).

В Конституции и в Конституционном законе "О выборах" закреплены принципы избирательного права.Так, принцип всеобщего избирательного права означает, что все граждане нашей страны, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т.д., имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и пассивное избирательное право. Всеобщее активное избирательное право — это право граждан Казахстана участвовать в голосовании на выборах по достижении 18 лет. Пассивное избирательное право — это право граждан нашей страны быть избраннымиПрезидентом, депутатом Парламента и маслихата, акимом или членом иного органа местного самоуправления с ограничениями, установленными законодательством.

Следовательно, пассивное избирательное право отличается от активного избирательного права, так как при пассивном избирательном правегражданин выступает субъектом, подлежащим избранию. Эта пассивность заключается в том, что не он выбирает (хотя он имеет право голоса), а выбирают его. Законодательством установлен ряд требований к гражданам, избираемым на должности в государственных органах. Например, депутатом Мажилиса Парламента РК, согласно п.4 ст.51 Конституции РК, может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан, постоянно проживающее на территории последние десять лет и достигшее двадцати пяти лет. При этом следует иметь ввиду, что указанные конституционные требования не являются ограничениями избирательного права граждан.

Вместе с тем всеобщее избирательное право не исключает возможности его ограничения. Так, согласно п.2 ст.33 Основного закона РК, не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Это означает, что граждане, не способные по своему психическому (умственному) состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности, ограничиваются в избирательном праве. Однако такое ограничение может быть установлено только в судебном порядке. Если суд признает гражданина недееспособным, только тогда гражданин ограничивается в своем политическом праве избирать и быть избранным. Никакой другой орган государства не вправе устанавливать ограничения избирательных прав граждан по каким бы то ни было мотивам.

Не имеют права избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Следовательно, лица, находящиеся в местах заключения, если в отношении них не вынесен обвинительный приговор, не могут ограничиваться в избирательных правах. Из этого следует, что в изоляторах временного содержания и в следственных изоляторах должны быть образованы избирательные участки и, лица, содержащиеся в них, включаются в списки избирателей.

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.4 Конституционного закона "О выборах в РеспубликеКазахстан", не может быть кандидатом в Президенты РК, в депутаты Парламента РК, маслихатов, в акимы, а также кандидатом в члены иного органаместного самоуправления:

лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;
лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом.

"Наше общество сможет существенно продвинуться в построении Нового Казахстана со справедливым обществом"

Следующий принцип — принцип равенства граждан РК в избирательном праве — означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента, акимов и маслихатов на равных основаниях и каждый избиратель обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями.

Например, должны быть организованы равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства. Причем избирательные права всех граждан в равной мере охраняются законом. Так, статьей 150 Уголовного кодекса РК установлена ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, а в Кодексе об административных правонарушениях главой 11 "Административные правонарушения, посягающие на избирательные права",ст.ст.101-126 предусмотрена административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан.

Следует иметь ввиду, что в Казахстане установлены как прямые, так и косвенные выборы. Принцип прямого избирательного права выражается в том, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, акимы, члены иных органов местного самоуправления республики избираются гражданами непосредственно. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики, то есть граждане республики, являющиеся депутатами маслихатов.

Принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов, акимов и членов иных органов местного самоуправления республики осуществляется тайно. Тайное голосование исключает возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давления на волю избирателя. Поэтому в помещениях для голосования оборудуются специальные кабины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тайна голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые бы позволяли определять личность голосовавшего. Законом предусмотрена ответственность должностных лиц, виновных в нарушении тайны голосования.

Принцип добровольного участия граждан РК в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Обеспечивается свобода волеизъявления во время выборов и тем, что проведение агитации прекращается за один день до выборов.

Что касается граждан нашей страны, проживающих за ее пределами или оказавшихся в день выборов заграницей, то они обладают всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается тем, что списки избирателей по избирательным участкам при представительствах Казахстанав иностранных государствах составляются на основе данных, представляемых руководителями этих представительств.

В заключение хочу отметить, что строгое соблюдение вышеуказанных принципов и норм избирательного права является гарантией проведения справедливых и честных выборов, в результате которых наше общество сможет существенно продвинутьсявпостроении Нового Казахстана со справедливым обществом.

Еркин Дуйсенов, советник ректора КазНУ им. аль-Фараби, доктор юридических наук, профессор

Фото Павла Михеева

Новости партнеров
×