Стандарт есть – наказания нет: как регулируются права и обязанности самокатчиков?
Правда ли, что у любителей самокатов меньше прав, чем у велосипедистов?
Простота в использовании, маневренность, легкость делают электросамокат популярным транспортом среди казахстанцев. К тому же средство передвижения экологично, экономично и быстроходно. Однако есть и обратная сторона медали – растущее количество ДТП с участием самокатчиков. Вот здесь то и встает вопрос о безопасности не только управляющего самокатом, но и окружающих людей. Как регулируются права и обязанности самокатчиков, нужно ли им покупать страховку и как возмещать ущерб пострадавшей стороне, рассказываем в материале Liter.kz.
Решит ли нацстандарт вопрос?
Несмотря на общее снижение количества ДТП в Казахстане, аварийность на дорогах с участием электросамокатчиков неуклонно растет. Так, по данным МВД, с начала года произошло 41 ДТП с участием электросамокатов.
Также за 2022 год зарегистрировано 21 ДТП с участием несовершеннолетних, управлявших самокатами или мопедами. Травмы получили 23 ребенка.
В результате такой печальной статистики с 1 июля в Казахстане вступил в силу национальный стандарт, устанавливающий технические характеристики электросамокатов. До этого момента обозначить электросамокаты в ПДД и КоАП было невозможно, так как не было официального определения, что именно относится к этим средствам передвижения.
В нацстандарте указывается, что к электросамокатам относятся “электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч”.
Самокаты, разгоняющиеся выше обозначенной скорости, подчиняются техрегламенту Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” и относятся к категории L. Причем для управления самокатами, что разгоняются быстрее 50 км/ч, нужны водительские права категории А1, как на мопед.
Толкование электрическому самокату дано, но ведомство не торопится вносить изменения в закон о дорожном движении, в ПДД и предусмотреть ответственность в КоАП. По их прогнозам, для внесения изменений в законодательные акты потребуется год.
После принятия стандарта в течение года будем вносить изменения в закон “О дорожном движении”, в правила дорожного движения, также в КоАП Казахстана, – заверил заместитель председателя Комитета административной полиции Жандоса Мураталиев на брифинге МВД.
По словам юриста Бахыта Касымбекова, для регулирования правил дорожного движения необходимо массовое документирование самокатчиков.
Стандарт – документ, характеризующий термин и определяющий требования для эксплуатации самоката. В случае ДТП он не работает, здесь уже нужны изменения в соответствующие законодательные акты. Также нужно всем самокатчикам, скорость транспорта которых свыше 50 км/ч, оформлять водительские права, техпаспорт и иные документы. А кто будет этим заниматься? Это достаточно сложный и долгий процесс, – считает юрист.
Действительно, никто и выдавать документы самокатчикам не собирался. Так, в МВД отметили, что для управления электросамокатом не будет требоваться водительское удостоверение, однако к вождению будут допускаться лица старше 16 лет.
Наличие водительского удостоверения при управлении электросамокатами требоваться не будет. Но обязательное условие – управляющий должен достигнуть 16-летнего возраста, если он выезжает на дорогу или проезжую часть, велосипедную дорожку или тротуар, – говорил Жандос Мураталиев.
Кто и как может пользоваться самокатом?
Самокат по стандарту необходимо выбирать по следующим техническим требованиям:
- с электродвигателем(и), батареей напряжением не более 100 В постоянного тока, зарядным устройством на напряжение не более 240 В переменного тока.
- имеющим деку, руль, два или три колеса, устройства освещения (фара спереди и фонарь сзади), сигнал, тормозную систему, органы управления.
- с ограничением максимальной скоростью не более 25 км/ч. А при движении задним ходом — не более 6 км/ч. При этом не допускается осуществлять модификацию каких-либо узлов электросамоката с целью увеличения максимальной скорости либо снятия установленного ограничения максимальной скорости.
Технические требования для электросамокатов следующие:
- максимальный вес водителя, максимальный и, если применимо, минимальный рост водителя, а также максимальный и/или минимальный возраст водителя должны указываться в сопроводительной документации.
- не должны перевозить дополнительных пассажиров, буксировать другие транспортные средства (в том числе электросамокаты, прицепы, полуприцепы), возить грузы.
- передвижение осуществляется водителем только в положении стоя.
Страхование самокатчиков
Ситуация со страхованием самокатчиков в Казахстане непростая. Если у кикшеринговых компаниях (таких как Eleven, Whoosh, Jet и т.п.) страховка вшита в тариф, то у владельцев самокатов зачастую она отсутствует.
В Европе для владельцев электросамокатов ввели обязательное страхование транспорта и добровольное страхование жизни и здоровья. По казахстанским законам водители электрических самокатов не являются участниками дорожного движения. Даже у велосипедистов сейчас больше прав, чем у них. Есть много сервисов, где можно взять в аренду самокат. Там страховка вшита в поминутный тариф. А владельцы электросамокатов часто катаются по улицам города не только без шлема, но и без страховки. Их никто к этому не обязывает, – говорит советник председателя правления Freedom Finаnce Insurance Азамат Керимбаев.
При аренде электросамоката эксперт рекомендует внимательно ознакомиться с условиями договора.
Прочитайте внимательно условия договора: при каких событиях ответственность срабатывает? Если этого самокатчик не сделает, то рискует остаться без страховой защиты. Тогда он будет возмещать ущерб, причерченный третьим лицам, через суд, – говорит Керимбаев.
Если самокат относится к вашему личному имуществу, то можно оформить два вида страхования: добровольное страхование ответственности и страхование от несчастных случаев.
При добровольном страховании условия и порядок урегулирования выплат определяются договором или правилами, разработанными компанией. Соответственно, если самокатчик решил купить страховку, ему нужно внимательно читать условия договора. А если он врезался в дерево или попал в арык, тут поможет страхование от несчастного случая. Кстати, если стоит вопрос, что лучше застраховать – электросамокат или жизнь, здоровье владельца, то выбирайте второе. Самокат стоит не так дорого, как может стоить лечение, – советует он.
Если же по вине самокатчика пострадал водитель или поврежден автомобиль, то водителю сложно будет взыскать ущерб.
Как показывает практика, водителям сложно получить ущерб, если вдруг в машину врезался самокат. Нужно обращаться в гражданский суд, который определит степень виновности, повреждения пострадавшего имущества и сумму возмещения. С этим никто не заморачивается. Такие суды – дело долгое, а судиться мало кто любит. Лучше защитить себя, купив КАСКО (автострахование – прим.ред), – предлагает Керимбаев.
Подытоживая, можно отметить, что без изменения соответствующих законодательных актов мало что изменится на дорогах республики. Самокаты также будут летать, не спешиваться и забывать включать фару по вечерам. А жить, уповая на гражданскую ответственность и инстинкт самосохранения, в течение года небезопасно.