STEM-образование в зеленой энергетике
Школьники Астаны изучили карьерные возможности на ветровой электростанции.
Казахстан делает ставку на будущее через STEM-образование: наука, технологии, инженерия и математика становятся неотъемлемой частью учебного процесса. При этом растет интерес и среди девочек: все больше школьниц осваивают программирование, робототехнику и активно участвуют в научных инициативах, разрушая гендерные стереотипы о “мужских” профессиях в технической сфере.
В рамках кампании “Европейский союз – Казахстан: Дни устойчивой энергетики” 30 старшеклассников школы-лицея № 59 города Астаны посетили ветровую электростанцию (ВЭС) “Астана EXPO-2017”. Мероприятие под названием STEM4Her (“STEM для нее”) было ориентировано в первую очередь на старшеклассниц. Как эта экскурсия повысила их осведомленность о чистой энергии, вдохновила на получение высшего образования и построения карьеры в сфере энергетики и областях STEM – в материале “LITERа”.
Сегодня в Казахстане доля женщин составляет до 32% среди выпускников STEM-направлений и лишь 25% рабочей силы – в энергетике. Социальные стереотипы и низкий уровень информированности мешают девушкам рассматривать эти сферы как возможный карьерный путь. Чтобы изменить ситуацию, на мероприятии STEM4Her организаторы познакомили школьниц с успешными женщинами-лидерами и профессионалами в отрасли.
Председатель правления Ассоциации ВИЭ “Qazaq Green” Айнур Соспанова уже более 15 лет работает в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Помимо профессиональной деятельности, она активно продвигает идеи расширения участия женщин в энергетике. По ее словам, в Казахстане энергетический сектор традиционно остается преимущественно мужской сферой: в области возобновляемой энергетики около 80% рабочих мест занимают мужчины, тогда как доля женщин составляет лишь 20% (по некоторым данным до 25% – прим. автора).
“Энергетика – это не только люди, которые лазают по столбам в спецодежде. Это также высококвалифицированные рабочие места в офисах: аналитика, проектирование, управление. Здесь очень много интересной и важной работы, где женщины могут себя реализовать. Девушки способны делать серьезные карьерные рывки, потому что женщин в энергетике пока немного. Поэтому не стоит бояться строить карьеру в STEM-сферах, особенно в энергетике. На нее я обращаю особое внимание”, – отметила Айнур Соспанова.
В качестве примера Айнур Соспанова привела опыт одной из солнечных электростанций в Туркестанской области, где строительство возглавляла молодая женщина.
“Ей было около 35 лет, и за 10–15 лет работы она накопила такой профессиональный опыт, который позволил ей возглавить строительство крупной станции мощностью 100 мегаватт. Это большое достижение”, – отметила эксперт.
При этом Айнур Соспанова подчеркнула, что, даже если молодые люди решат стать экономистами, юристами, экологами, специалистами по PR, заняться бизнесом или работать в банковской сфере, – все эти профессии будут востребованы и в сфере ВИЭ.
“Я хочу призвать вас мыслить шире и смотреть на возможности более открыто”, – резюмировала она.
Посол Европейского союза в Казахстане Алешка Симкич поддержала мнение Айнур Соспановой. По ее словам, в современном мире, основанном на науке и технологиях, качественное образование в области STEM становится необходимым условием успеха не только в карьере, но и во многих сферах жизни.
“STEM – это не только цифры или работа в лабораториях. Это – возможность решения реальных проблем и изменения жизни к лучшему, которая может привести к потрясающей карьере. Обратите внимание на сектор ВИЭ – он очень динамично развивается сейчас. Поддержка девочек и девушек в этой связи особенно важна – когда девушки приходят в STEM, это помогает развивать новые, разнообразные идеи”, – сказала госпожа посол.
Ключевой эксперт по управлению энергетическим сектором проекта ЕС “Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии (SECCA)” Илзе Пурина пришла в энергетику через математику. Она также рассказала школьникам о важности качественного образования для успешного будущего.
“Но это не значит, что сейчас нужно выбирать одно направление, оставаться в нем всю жизнь, становиться доктором PhD и работать инженером. В современном мире, где все постоянно меняется, важно ориентироваться на то, что у вас получается лучше всего. При этом устойчивая энергетика открывает широкие возможности для международного сотрудничества. Я сама родом из Латвии, но постепенно стала экспертом, работавшим в Молдове, Грузии и странах Центральной Азии. Это очень интересно и вдохновляет. И, наконец, женщины могут дополнять мужчин в энергетическом секторе, проявляя гибкость и находя нестандартные решения, обходя острые углы”, – добавила Илзе Пурина.
Во время посещения ветровой электростанции и организованных интерактивных сессий школьники узнали, как работает ветропарк и вырабатывается электроэнергия, а также как чистая энергия помогает бороться с изменением климата, решать проблемы загрязнения окружающей среды и обеспечивать устойчивое развитие. Эксперты и сотрудники ветропарка продемонстрировали, как STEM-дисциплины применяются в энергетических проектах.
Дильнара, ученица 10 “Ж” класса, поделилась впечатлениями после экскурсии, отметив, что посещение ветропарка было очень интересным и принесло ей новый опыт.
“Тему энергетики я планирую использовать в своих будущих проектах, связанных с экономикой и энергетикой в школах и университетах. Эта тема особенно актуальна сегодня. Мы изучали ее на уроках, и я уверена, что будущее Казахстана в наших руках. Энергетика будет играть в этом большую роль”, – заключила школьница.
Примечательно, что в 2023 году школа-лицей № 59 была выбрана “Самой энергоэффективной школой Астаны”, что еще больше подчеркивает ее достижения в этой сфере.
Жанат ТУКПИЕВ, Астана
