Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 508.05  534.82  5.06

Стратегия, как на шахматном поле: насколько действенны политреформы "Нового Казахстана"

06.03.2023, 20:37
Стратегия, как на шахматном поле: насколько действенны политреформы "Нового Казахстана"
pixabay.com

Политические реформы "Нового Казахстана" обратили внимание мирового сообщества, по мнению которого в стране действительно проводится кардинальное преобразование политической системы, передает Liter.kz.

Спустя четыре года после впервые заявленного Касым-Жомартом Токаевым плана модернизации и политических реформ Казахстана пришло время проанализировать происходящее.

Игры на политическом поле аналогичны шахматным стратегиям. Как и там, в политике нет места эмоциям, только продуманный и взвешенный расчет. Конечно, можно действовать молниеносно, как в блиц-турнире. Но можно выстраивать свою стратегию вдумчиво, просчитывая каждый ход. Так действует Касым-Жомарт Токаев, просчитывая свои ходы и воплощая их в жизнь.

Пожалуй, точкой отсчета политической трансформации, нацеленной на формирование честных и справедливых правил игры, и как говорил сам Президент Токаев — искоренение фаворитизма и монополий во всех сферах жизни, можно считать его предвыборную платформу 2019 года.

Громкое и амбициозное название предвыборной платформы Токаева "Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс", состоящей из 106 пунктов, сразу привлекло внимание политически активных граждан. А его заявление о переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом вызвало одобрение значительной части населения.
Включенные в план Токаева меры напрямую затрагивают и политическую составляющую. Речь, в частности, идет:

• о модернизации судебной системы;
• об усилении общественного контроля над деятельностью полицейской службы;
• о совершенствовании государственной службы;
• об усилении подотчетности и подконтрольности обществу квазигосударственного сектора;
• об установлении единых стандартов гарантированного объема социальной поддержки граждан, защите их финансовых интересов, а также ряде других мероприятий.

Впрочем, здесь также нужно отметить, что уже сейчас период правления Токаева можно условно разделить на два этапа — до "январских событий" и после.

В 2019 году, когда Касым-Жомарт Токаев пришел к власти, в стране возникло двоевластие, которое, по сути, и было тем самым сдерживающим фактором для заявленных им реформ. К тому же спад в мировой экономике, резкий рост инфляции в стране, пандемия коронавируса 2020 года и кровавые январские события 2022 года — все это тоже стало серьезной проверкой для политики Токаева и его реформ.

Конечно, переход от слов к делу осуществлялся не одномоментно, но целенаправленно.

Без шоковой терапии: первый этап –  реформирование политической системы

Основу политики президента закладывает его политическая платформа на президентских выборах 2019 года, с которой он идет на выборы и которую обязуется выполнить. В частности, речь шла о пяти институциональных реформах еще первого президента: План нации по выводу страны на качественно новый уровень устойчивого развития; защита национальных интересов в политической, торгово-экономической, культурной, гуманитарной сферах; укрепление внутриполитической стабильности и общественного согласия и других пунктах.

В послании главы государства от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий" обозначены следующие направления:
• новая модель государственного управления;
• экономическое развитие в новых реалиях;
• сбалансированное территориальное развитие, социальное благополучие граждан, доступное и качественное образование, развитие системы здравоохранения, экология и пр.

Год спустя, выступая с очередным Посланием народу Казахстана "Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны", в числе прочих тем, он затронул такие направления, как совершенствование региональной политики и политической модернизации.

Для осуществления заявленных направлений через некоторое время президентом было подписано несколько указов:
1. Указом президента от 14 сентября 2020 года был утвержден Высшим советом при Президенте РК по реформам.
2. Указом президента от 6 марта 2020 года утверждена Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы.
3. Указом президента от 26 февраля 2021 года утвержден Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года.
4. Указом президента от 18 августа 2021 года утверждается Концепция развития местного самоуправления в РК до 2025 года.
5. Указом президента от 15 сентября 2022 года утверждена Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022-2026 годы и др.

В сентябре 2020 года президент объявил о необходимости провести в 2021 году первые прямые выборы сельских акимов. Выборы стартовали 14 июля 2021 года. В 730 избирательных округах на выборы сельских акимов зарегистрированы 2 297 кандидатов, из которых большая часть — самовыдвиженцы.

На самом деле президент Токаев не стал изобретать велосипед. Он просто обратился к опыту 90-х годов, так называемой "шоковой терапии". Недаром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. То есть реформы проводятся быстро, решительно и сразу в большом объеме.

Впрочем, разница все же есть. В отличие от Назарбаева, Касым-Жомарт Токаев проводит свои реформы, основанные не столько на авторитете, сколько на консолидированном и транспарентном подходе всех властных структур. Сегодня, конечно, может возникнуть вопрос о том,  проще ли строить новое, чем реконструировать старое? Но если проводить аналогию политической системы со строительством, то думаю наверняка каждому сразу ясно, что возводить дом с нуля значительно проще, чем перестраивать старый проблемный.

Внешняя политика под прицелом

Вместе с тем можно заметить, что в 2022 году риторика и шаги Президента Токаева меняются. Он начинает действовать более жестко. Явно не без одобрения Токаева депутаты столичного маслихата рассмотрели вопрос о переименовании столицы снова в Астану. Чуть позже были обозначены новые правила игры для крупного бизнеса. Затем президент подписал указ от 26 ноября 2022 года "О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов". В результате за 11 месяцев 2022 года был обеспечен возврат государству незаконно приобретенных имущественных активов и денежных средств на сумму свыше 600 миллиардов тенге.

При этом надо отметить, что на общемировом уровне все еще наблюдается глобальный кризисный период. Не успел Казахстан восстановиться от январских событий, как начался украинско-российский военный конфликт и последующие за этим санкции в отношении России и Беларуси, которые отразились и на экономике Казахстана. 

Однако Токаев выстраивает свою стратегию с учетом глобальных катаклизмов. На фоне растущей международной напряженности приезд в Астану папы римского Франциска в рамках VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а также лидера КНР Си Цзиньпина (побывавшего в Астане по пути на саммит ШОС в Самарканде) более чем сыграли на руку "Новому Казахстану". Эти встречи, наполненные дипломатией, дали возможность Президенту Токаеву показать, что Казахстан остается толерантным государством и площадкой для международных встреч.

Во время саммита ШОС, в сентябре 2022 года, Токаев не только затрагивает вопросы внутренней и внешней политики. Он предложил наращивать сотрудничество в военно-политической сфере между оборонными ведомствами и специальными службами, а также в борьбе с киберпреступностью. 20 сентября 2022 года президент выступил в открытых дебатах Генеральной Ассамблеи ООН, где осудил военные конфликты и наложение экономических и политических санкций.

Экономические и политические санкции стали "новой нормой", разрушающей цепочки поставок, которые обеспечивают продовольственную безопасность, тем самым создавая угрозу для миллионов людей, в особенности для уязвимых сообществ. Данные трудности лишь усугубляют текущие вызовы, связанные с растущей инфляцией, потерей рабочих мест и страхом перед спадом в мировой экономике, для развивающихся стран в частности, – заявил Токаев. 

У Касым-Жомарта Токаева более чем хватает дипломатического и политического опыта, чем он активно и пользуется. Казахстан сохраняет стабильные отношения с Китаем и Россией, усиливает направление интеграции с центральноазиатскими соседями. 

Второй этап реформ: "Жертва качества" Президента Токаева.

Если вернуться к аналогии с шахматной игрой, то здесь Токаев использует привычный для стратегов ход, который в шахматной терминологии называется "жертва качества". Это прием в шахматах, когда идет размен на более легкую фигуру с целью получить преимущество в будущем. Так и Касым-Жомарт Кемелевич сознательно ослабляет свои позиции, отдавая полномочия как президента для того, чтобы в будущем воплотить задуманное в жизнь, то есть укрепить систему управления страной.

Итак, второй этап реформ политической системы Казахстан начинается после "Кантара". В марте 2022 года Президент Токаев выступает с Посланием "Новый Казахстан: путь обновления и модернизации". Именно здесь целенаправленно идет речь о переустройстве политической модели развития Казахстана:
• о переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом, совершенствовании избирательной системы;
• о расширении возможностей для развития партийной системы;
• о модернизации выборного процесса;
• об усилении правозащитных институтов;
• о повышении конкурентоспособности СМИ и укреплении роли институтов гражданского общества;
• о совершенствовании административно-территориального устройства страны, децентрализации местного самоуправления и первоочередных антикризисных мер.

Чтобы узаконить озвученные реформы президент подписывает указ о проведении 5 июня 2022 года республиканского референдума по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию РК. Что, собственно, и было сделано. В проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" предлагалось 56 поправок, в бюллетене на референдуме был всего один вопрос: "Принимаете ли вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан?".

По результатам референдума за поправки в Конституцию проголосовало 77,18% граждан Казахстана, принявших участие в голосовании.
Таким образом, поправки закрепили окончательный переход от "суперпрезидентской" формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством.

Затронули реформы и порядок назначения акимов. Наложен запрет для ближайших родственников президента занимать политические должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе. Также был закреплен равноудаленный статус президента от всех политических партий и движений.

Сращивание партийных структур с госаппаратом крайне нежелательно. Монополия в политике неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства. Политическому доминированию нужно поставить надежный заслон, – заявил Касым-Жомарт Токаев.

А судьи кто: конституционная реформа.

Следующим важным шагом в формировании политической системы страны стала конституционная реформа, призванная усилить представительную ветвь власти, укрепит систему сдержек и противовесов, повысит субъектность маслихатов. Здесь ключевыми моментами стали восстановление института Конституционного суда, расширение возможностей института уполномоченного по правам человека и переход к новой модели формирования представительной ветви власти.

Цель конституционной реформы – заложить прочный фундамент дальнейшей всесторонней политической модернизации страны. ...Проект поправок был направлен в Конституционный совет. Его принятие позволит выстроить качественно новую модель формирования и функционирования государственных институтов – Нового Казахстана, – отметил Президент Токаев, выступая на XXIII съезде партии AMANAT в апреле 2022 года.

Важный блок реформ затрагивает правозащитную сферу. Создание Конституционного суда, закрепление статуса уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни — все эти шаги направлены на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан.

Выборы: и снова вернулась мажоритарно-пропорциональная модель.

Снова Казахстан вернулся и к смешанной мажоритарно-пропорциональной модели избрания депутатов мажилиса и областных маслихатов. Такая смешанная модель была в 1999 и в 2004 годах, когда на выборах прошли 67 одномандатников и 10 человек по партийным спискам. В 2007 году картина резко поменялась, выборы прошли лишь по партийным спискам и в результате в парламенте оказалась лишь одна партия "Нур Отан".

Что ж, события последних месяцев показали, что обществу просто необходимо выпустить пар. И в этой связи назначенные на 19 марта выборы являются тем самым механизмом, который позволяет гражданам в полной мере воспользоваться своими конституционными правами. Огромное количество кандидатов в Мажилис – до 20 человек на одно место –  по одномандатным округам свидетельствует о росте политической конкуренции и вере граждан в перемены.

Стоит признать, данные выборы интересны тем, что партия AMANAT, к настоящему моменту обновившая своих кандидатов на 75%, фактически лишена административных ресурсов, поскольку в результате проведенных реформ акиматы теперь ей вовсе неподконтрольны. И это непривычные условия для правящей структуры.

Вместе с тем уже сейчас, когда стало известно, что на выборы попадают далеко не все из общего числа подавших заявки, уже можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе следует ожидать громких скандалов и возмущений, и обвинений в нелегитимности выборов.

Так или иначе, выборы 19 марта покажут, насколько само общество готово к возврату демократических норм, а власть — к проекту "слышащего государства".

Мадия ТОРЕБАЕВА 

Новости партнеров
×