Суды, аресты и проверки: частная ж/д компания стала жертвой рейдеров?
Почему пятилетнее сотрудничество закончилось судебным разбирательством?
В 2018 году компания “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” разыграла тендер на перевозку пассажиров по маршруту Уральск – Аксай. Среди нескольких участников конкурса победило турагентство “ТрансТурс Казахстан”. Для выполнения условий договора компания наняла в качестве субподряда другого участника тендера КПО – ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”. Последние с 2023 года с трудом отсудили более 110 миллионов тенге за свою работу. В свою очередь подрядчик обвиняет их в невыполнении условий договора и предоставлении некачественных услуг. Отчего возник конфликт между компаниями и какие могут быть риски для простых рабочих, рассказываем в материале Liter.kz.
По условиям контракта с “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” туристическая компания “ТрансТурс Казахстан” должна дважды в сутки перевозить сотрудников к месту работы и обратно на комфортабельных вагонах по ж/д пути. Однако из-за отсутствия опыта в пассажирских перевозках, техники они наняли субподряд в лице ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, которая почти 20 лет работает в области железнодорожного транспорта и перевозок и соответствует всем требованиям КПО.
Для перевозки пассажиров “ЖелДорТранс-Актобе” использовало локомотивную тягу “КТЖ”. Однако с января 2019 года нацперевозчик изменил тариф на аренду локомотива.
В “КТЖ” пояснили, что работа этих поездов относится к хозяйственному движению. И для данной категории поездов применяется тариф на услуги локомотивной тяги в хозяйственном движении.
Так, тариф вырос с 24 тысяч до почти 40 тысяч тенге. Тогда “ЖелДорТранс-Актобе”и “ТрансТурс Казахстан” заключают дополнительное соглашение об увеличении стоимости контракта.
Чтобы решить проблему локомотивной тяги, “ЖелДорТранс-Актобе” в 2020 году заказывает маневровые тепловозы ТЭМ2Н-УГМК в Шадринском автоагрегатном заводе в России. Они были специально изготовлены для вождения пассажирских вагонов. Тепловозы прошли сертификацию на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза, затем их проверили и поставили на учет в Казахстане.
Главное – безопасность маневровых тепловозов ТЭМ2Н-УГМК подтверждают и в Министерстве транспорта РК и АО “НК “КТЖ”.
“Маневровый тепловоз серии ТЭМ2Н-УГМК, принадлежащий ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, соответствует требованиям Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года №544, и согласно пункту 10.1 паспорта тепловоза завода-изготовителя маневровый тепловоз серии ТЭМ2Н-УГМК оборудован электропневматическим тормозом и может быть использован в пассажирских перевозках”, – говорится в ответе нацперевозчика на запрос нашей редакции.
Таким образом, с 2019 года “ЖелДорТранс-Актобе” оказывала 100% услуг по перевозке, в то время как “ТрансТурс Казахстан” получала доход с контракта. В течение всего срока договора к субподрядчику не было никаких претензий.
По окончании срока контракта в 2023 году КПО вновь решает разыграть тендер. Турагентство “ТрансТурс Казахстан” предлагает “ЖелДорТранс-Актобе” совместно участвовать в конкурсе, но компания отказывается. С этого момента и разгорается конфликт.
С апреля 2023 года “ТрансТурс Казахстан” не оплачивает услуги субподрядчика “ЖелДорТранс-Актобе”, при этом получает с КПО всю сумму в полном объеме. По просьбе КПО “ЖелДорТранс-Актобе” соглашается возить пассажиров в вагонах бизнес-класса до завершения тендера.
Так, и не получив деньги за свою работу, в августе 2023 года “ЖелДорТранс-Актобе” подает иск в суд с требованием выплатить задолженность перед компанией в размере более 114 миллионов тенге.
В ответ “ТрансТурс Казахстан” подает встречный иск в суд с требованием взыскать с субподрядчика разницу в тарифах. По их мнению, компания нарушила условия договора и некачественно оказывала услуги, а именно перевозку маневровыми тепловозами в хозяйственном виде движения. Однако в ответе уполномоченных органов Минтранспорта и КТЖ, что мы привели выше, говорится, что перевозка пассажиров тепловозом серии ТЭМ2Н-УГМК не запрещена.
Параллельно с архива поднимают уголовное дело двухлетней давности. Тогда тепловоз сбил женщину, которая появились внезапно на ж/д пути. Несмотря на экстренное торможение, она погибла. Дело в 2021 году закрыли из-за отсутствия состава преступления. Встает резонный вопрос: как наезд на женщину послужил трамплином для второго уголовного дела по статье оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности?
Суд первой инстанции удовлетворил требования “ЖелДорТранс-Актобе” в полном объеме и отказал во встречном иске туристической компании, поскольку фактически услуги оказаны, приняты, оплачены, претензий со стороны заказчика нет, какие-либо нарушения государственными контролирующими органами не выявлены.
Однако областной суд апелляционной инстанции отменил решение первого суда и удовлетворил встречный иск “ТрансТурс Казахстан”.
В мае 2024 года “ЖелДорТранс-Актобе” подала ходатайство в Верховный суд. 4 июня состоялась гражданская коллегия Верховного суда, и решение первой инстанции оставили в силе. Однако в июле председатель Верховного суда внес представление о пересмотре кассации, что проводится крайне редко и в исключительных случаях.
22 августа ТОО “ТрансТурс Казахстан” решает отозвать свое ходатайство о пересмотре постановления Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда для его дополнения. Однако в октябре “ТрансТурс Казахстан” вновь подает ходатайство. Какое по нему примет решение председатель Верховного суда, пока не известно.
Мнением о представлении председателя Верховного суда поделился юрист Сергей Уткин.
“В представлении председателя Верховного суда говорится о нарушении единообразия в толковании и применении судами норм права, при этом не указано, какие конкретно нормы права якобы не единообразно истолковала и применила коллегия Верховного суда, и в каких других судебных актах эти нормы права толкуются и применяются по-другому. Интересно, что ТОО, обратившееся с ходатайством к председателю Верховного суда, вообще не ссылалось на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, а указало на другое исключительное обстоятельство: когда исполнение принятого постановления коллегией Верховного суда может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей. Но в представлении председателя Верховного суда об этом исключительном основании из ходатайства ТОО ничего не говорится. Это очень странно”, – отметил юрист.
Сергей Уткин отмечает, что работа председателя Верховного суда по отклонению или удовлетворению поступающих ему ходатайств о внесении представлений в связи с исключительными случаями пересмотра судебных актов должна быть более транспарентной.
“Это ведь высший уровень принятия решений судебной системой. И все практикующие юристы должны иметь свободный доступ к таким материалам (ходатайствам, представлениям, сообщениям об отклонении), чтобы юридическая общественность могла видеть логику работы председателя Верховного суда. А в реальной жизни все это тщательно скрыто от посторонних глаз. Ходатайства, поданные на имя председателя Верховного суда, фактически рассматриваются рядовыми судьями, за подписью которых приходят ответы. На мой взгляд, это неправильно. Председатель Верховного суда должен лично принимать решение по каждому ходатайству и лично подписывать не только представления, но и отказы. Конечно, в подготовке решений ему могут оказывать помощь кто угодно, но за решение отвечает лично он”, – добавил эксперт.
Предприятие “ЖелДорТранс-Актобе”, перевозчик с собственным подвижным составом тепловозами и вагонами, почти с 20-летним опытом работы и 300 сотрудниками в штате, за семьи и доход которых компания несет ответственность, – вынуждено больше года отбиваться от гражданских и уголовных дел, и непонятно кому это выгодно.