Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Бизнес будет честным, если этого захотят потребители

Очень интересное интервью о правах потребителей.
07.04.2019, 06:34
Бизнес будет честным, если этого захотят потребители

Полезно ли детям молоко из магазина? Сделает ли вас моложе крем в красивой баночке? И помогаете ли вы бабушке, покупая домашнюю сметану и творог? Большинство из нас уверены, что знают ответы на все эти вопросы. К сожалению, мы часто ошибаемся. Потребляя некачественную продукцию, покупатели тем самым поддерживают недобросовестного производителя. Многие вещи, о которых рассказал гость редакции, стали для нас откровением...

Итак, добро пожаловать в гостиную с Миргуль Джилкишиновой! 

Тема: Права потребителей

Наш гость: МАТИШЕВ Алиакпар Болатович, председатель общественного объединения «Национальное общество защиты прав потребителей «Сапа».

МАТИШЕВ Алиакпар Болатович

ОБЖЕГШИСЬ НА МОЛОКЕ, ДУЮТ НА ВОДУ

Пожалуй, никогда еще эта пословица так четко не отражала свой смысл, как в нашем случае. Из разговора с гостем редакции выяснилось, что и молоко и вода часто бывают некачественными, неполезными и невкусными. И поэтому к обоим продуктам следует относиться с особой осторожностью. Угрозы, конечно, нет. Но и пользы тоже мало…

– Чаще всего к нам обращаются с претензиями на пищевые продукты. Очень много нареканий по молочным продуктам, мясным, по воде, детским игрушкам. Проблемы также могут носить сезонный характер – сейчас, например, с осторожностью следует относиться к фруктам и овощам – зимой они вместо витаминов напичканы нитратами. В холодное время года впросак попадают автолюбители – покупая так называемую «незамерзайку» для своих железных коней, они сталкиваются с тем, что она все-таки замерзает.

Еще один бич зимнего периода – это молоко и его производные. Потому что в это время года, в связи с дефицитом натурального сырья, чаще всего изготавливаются фальсификаты. Производители должны в течение года делать заготовки сухого молока к зиме по той простой причине, что зимой коровы не доятся. Но нерадивые бизнесмены об этом забывают или не рассчитывают необходимое количество. И вот когда сырья нет, они используют пальмовое масло.

Разницы во вкусе молока потребитель не почувствует, наличие растительных масел на вкус не определишь. Но те люди или еще страшней – дети, которые пьют одну и ту же марку молока каждый день, рискуют приобрести вместе с пакетом молока сердечно-сосудистые заболевания. Потому что пальмовое масло имеет обыкновение накапливаться в сосудах и застывать там наподобие парафина. Ну и, соответственно, если молоко производится ненатуральное, то и вся производная продукция, такая как творог, сметана, сыр тоже не могут считаться полезными. Внимание потребителей я бы хотел обратить и на многими любимый продукт – колбасу. В последние годы являвшийся гарантией соблюдения мусульманских канонов знак «халал» перестал отвечать своему назначению.

Наши неоднократные проверки показывают, что название колбасы – «Конская» или «Мусульманская», да еще и с штампом «Халал» не означают, что туда не попадет ДНК свинины. Причем этим злоупотребляют известные в стране и популярные среди покупателей торговые марки. Скорее всего, проблема кроется в том, что право размещения этого знака… продается. Какую продукцию на самом деле производят обладатели знака никто не контролирует. Наверно, если скажу, что есть уже несколько организаций, которые могут ставить знак «халал», это многое объяснит. Бизнес проник и в святая святых…

БАЗАР-ВОКЗАЛ И ДРУГИЕ МЕСТА СТИХИЙНОЙ ТОРГОВЛИ, КОТОРЫХ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ

Время от времени в соцсетях инициируется акция: купи у бабушки весь товар! Поддержать бабушкин бизнес желающих находится немало. Только статистики о количестве покупателей нет, как нет данных и о том, сколько энтузиастов после употребления домашнего молочка или сметанки хватались за животики. Потому что стихийный рынок – это всегда риск. Впрочем, об этом лучше расскажет специалист…

– Был период, когда я покупал продукцию из рук, считая, что она натуральная, значит полезная. Но с тех пор, как моя деятельность связана с рисками потребителей и возможностью их предупредить, я четко усвоил: стихийная торговля опасна для здоровья! Главная причина – там наверняка не соблюдались условия хранения продукта. А это и есть прямой путь к отравлению. Если продавец весь день стоял на базаре, под солнцем и не успел продать куриные яйца, сметану, молоко, то на другой день он опять понесет эту «свежую» продукцию на реализацию. Это риск большой для покупателя.

Поэтому я бы не рекомендовал приобретать на улице продукты питания. Базары – та же проблема. Если в магазине еще можно наладить какой-никакой контроль, то на базар зайти с проверкой очень трудно. Чеков здесь не дают, доказать, что продукция приобреталась именно в этой точке, сложно. Поэтому бывают случаи, когда магазины «сбрасывают» сомнительную продукцию на рынки и там реализуют ее через свои точки. Часто это игрушки, одежда, в составе которой могут быть вредные вещества, и соответственно никаких документов на них нет.

Новости партнеров
×