Токаев обозначил самые важные события для Казахстана, считает депутат Шаталов
Президент ставит в приоритет развитие и процветание своей страны.
Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Никита Шаталов поделился своим мнением касательно интервью Касым-Жомарта Токаева газете “Ана тілі”, передает Liter.kz.
“Что имеет в иду президент, когда говорит о посредственной работе “руководителей-экономистов”? В нашей экономике есть ряд проблем. Рост мы обеспечиваем, как правило, бюджетными расходами/льготами, и это в том числе создает дефицит, возмещаемый Нацфондом. Деньги из бюджета идут, например, на инфраструктуру как прямые транши или как субсидирование ставки по кредитам. Поддержку при этом получает ограниченный круг предпринимателей – дело даже не столько в коррупции, сколько в перестраховке. Проще дать денег тому, кто уже тебе известен, даже если он держит, скажем, не производство, а рестораны или оказывает какие-то услуги. Это уже в скором времени изменится”, – написал Никита Шаталов.
По его мнению, с другой стороны, весь остальной сектор экономики живет “по рынку”, то есть берет кредиты по ставке, которую устанавливает Нацбанк. А если быть честным, то на самом деле не берет – корпоративное кредитование стагнирует который год, в том числе из-за высокой инфляции и базовой ставки, которую Нацбанк не собирается опускать, так как другого инструмента влияния на ДКП у него нет. БВУ в этой ситуации зарабатывают на потребительском кредитовании, так как спрос до сих пор велик, и частично получают вознаграждение по субсидируемым кредитам, накидывая 2% сверху.
При этом именно МСБ вынужден кредитоваться под 30%, а крупный бизнес может рассчитывать не только на свои средства и субсидии, но и на “особые” условия от БВУ из-за аффилированности руководства компаний с финансовыми холдингами. И здесь речь не только про пополнение оборотных средств, но и крупные проекты в промышленности и стройке. Само по себе это неплохо, но ограничивает конкуренцию, и государство должно ориентироваться на МСБ – там есть занятость и рост доходов. Субсидии должны идти в этот сектор, хоть он и более рискованный. Так получится и нарастить количество средних компаний.
Очевидно, что полностью остановить субсидирование в наших условиях не получится и не имеет никакого смысла – тогда встанут процессы по модернизации промышленности и энергетического сектора, сельское хозяйство тоже не сможет конкурировать на международных рынках, МСБ в структуре ВВП расти не будет. Но сделать его более адресным возможно, высчитав влияние на инфляцию, хоть и придется многим сделать “больно”. Рост при этом будет более качественным – для его поддержки не придется увеличивать бюджетные расходы. До сих пор это статус-кво не меняло, играть предпочитали по старым правилам, рассчитывая на новый результат в виде изменения структуры экономики. Отсутствие новых подходов при решении этого вопроса, полагает Никита Шаталов, и отмечает глава государства в интервью.
Реформы – это всегда про изменение правил игры. В экономике предстоит сделать очень многое: нормализовать отношения правительства и Нацбанка, снизить участие квазигосударственного сектора путем оптимизации функций, вернуть рыночные тарифы во многих отраслях, компенсируя потери пострадавшим слоям общества с помощью адресной поддержки, сделать доступ к ресурсам, в том числе сырьевым, прозрачным и открытым. Это позволит снизить административное давление на бизнес, оптимизировать бюджетные расходы и сократит поле для коррупции.
Президент Казахстана опроверг слухи о планах возглавить ООН в 2026 году.
“Один из смыслов интервью президента заключался в управлении ожиданиями. В последние месяцы в социальных сетях активно разгонялись нарративы про досрочные президентские и парламентские выборы, гонку преемников, изменение формы правления с целью продления полномочий действующего главы государства в другой ипостаси, борьбе Касым-Жомарта Токаева за кресло генсека ООН”, – пишет депутат.
Он отметил, что наше общество, которое привыкло к неожиданностям при объявлении выборов, легко воспринимало такие слухи за реальное положение дел.
“Однако президент как автор реформ лично отвечает за предсказуемость политической системы – институты устанавливаются только тогда, когда становятся регулярными и повторяющимися в определенных условиях. “Ни я, ни все мы не имеем права принимать решение, идущее во вред стабильному, устойчивому развитию нашего государства”, – отмечает он.
С другой стороны, неверно была истолкована фраза про “большие планы <…> на много лет вперед”. В ней тоже видят чуть ли не обещание обнуления на подходе к 2029 году. Однако на деле это означает неотвратимость реформ, их далеко идущие результаты и, вероятнее всего, институционализацию подхода к управлению страной через широкий круг последователей и сторонников. Не думаю, что президент будет обнулять свое же решение о введении однократного семилетнего срока.
“Интервью – не послание, и в этом формате интересно наблюдать за динамикой взглядов главы государства, расстановкой акцентов об итогах года и будущих планах, которые позже будут расшиты в конкретные поручения уже в ходе деловых форматов (расширенное заседание правительства, официальные форумы и т.д.). Это прежде всего сигналы обществу о том, что будет – политическая стабильность, углубление экономических реформ, кадровые решения, идеологические ходы”, – считает депутат.
Глава государства ответил на все острые вопросы, которые в последние месяцы обсуждались в нашем обществе.
“При этом президент, очевидно, смотрит и на дискуссию, которая “разворачивается в экспертных кругах после его оценок: высказанные идеи могут быть и “источником вдохновения” для последующих изменений, так как первое лицо опирается в том числе и на гражданское общество при принятии тех или иных решений. И этот тренд начался еще в 2019 году”, – заключил Никита Шаталов.