Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

«Три кита» уголовного процесса

01.06.2021, 09:44
«Три кита» уголовного процесса

Судопроизводство, как и экономика, должно быть конкурентным (состязательным), а все стороны процесса – равноправными. Новая трехзвенная модель правосудия в Казахстане позволит достичь главной цели – обеспечить эффективную защиту прав граждан на всех стадиях уголовного процесса.

Таково мнение нашего эксперта, доктора юридических наук, депутата Мажилиса РК, члена Правового совета при партии «Nur Otan» Назили Раззаковой.

Стандарты справедливости

В настоящее время на стадии согласования находится проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом».

– Назиля Раззакбаевна, ныне действующая схема уголовного процесса проходит также в три этапа: орган досудебного расследования (ОДР), прокуратуру и суд. Так в чем же отличия новой модели правосудия?

– Отличия в самой сути подхода – три ключевые задачи уголовного процесса должны выполняться тремя разными органами, при этом разделение полномочий между ними будет однозначно прописано в законодательстве.

Первый этап – выявление, пресечение уголовного правонарушения, установление причастных лиц, сбор и закрепление доказательств – этим будет заниматься исключительно орган досудебного расследования, например, полиция.

Независимая правовая оценка собранных ОДР доказательств, принятие ключевых процессуальных решений, предъявление и поддержание обвинения в суде – прерогатива прокуратуры. Это второй этап.

Третье звено – суд – занимается санкционированием следственных действий, рассмотрение жалоб и назначением наказания.

Как показывает мировая практика, именно такое четкое разграничение полномочий разных органов позволяет максимально обеспечить защиту прав граждан на всех стадиях уголовного процесса. Напомню, что в своем Послании 2020 года Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что казахстанская трехзвенная модель правосудия (ТМП) должна быть построена по примеру стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Это позиция Правового совета при партии Nur Otan, которая основана на заключениях наших ведущих правоведов, независимых экспертов, Генеральной прокуратуры, МВД.

– В предлагаемой модели, пожалуй, наибольшей трансформации подверглись функции прокуратуры. Чем вызвана необходимость перехода к новой модели уголовного процесса?

– Сразу хочу отметить, что любые новые законы должны соответствовать современной стадии развития страны, ее экономическим возможностям и уровню правосознания населения.

Как отмечается в Концепции законопроекта, многие проблемы в сфере уголовного преследования обусловлены прежде всего отсутствием четких критериев разграничения полномочий и зон ответственности между ОДР, прокуратурой и судом.

«При поступлении уголовного дела прокурору уже выстроена система обвинительных фактов, человек под арестом. В рамках судебного контроля следственный судья связан сложившимися обстоятельствами дела», –говорится в документе.

По информации Генпрокуратуры РК, улучшения показателей ОДР нередко добиваются путем манипуляций со статистикой, фальсификацией доказательств и применением недозволенных методов следствия.

Так, по данным ГП РК, начиная с 2015 года, в рамках досудебного производства необоснованно задержано 2 197 граждан. За это же время почти в три раза возросло число выявленных нарушений прав граждан.

Прокурорами установлено свыше 9 тыс. фактов незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и негласных следственных действий (НСД). В 2,5 раза возросли жалобы на органы расследования – с

2 702 в 2015 году до 6 799 в 2020 году. При этом доля удовлетворенных прокуратурой жалоб увеличилась на 46%. К уголовной ответственности привлечено более 3 тысяч сотрудников ОДР.

Как видите, главная причина необходимости новой модели уголовного процесса – необходимость добиться максимального соблюдения прав граждан в уголовном процессе.

Напомню, что эта модель основана на лучшей практике ведущих стран мира – ОЭСР.

По сути, речь идет об усилении прокурорского надзора за качеством расследования. В частности, по новому законопроекту прокурор будет самостоятельно принимать ключевые процессуальные решения, которые сейчас он согласовывает и утверждает: признание лица подозреваемым; определение квалификации деяния; прекращение дела либо уголовного преследования и составление обвинительного акта.

Также за прокурором сохраняется право согласования решений о прерывании сроков расследования.

Кроме того, Верховный Суд РК предлагает наделить прокурора правом согласования отдельных решений следствия до их санкционирования судом (принудительный осмотр, эксгумация, НСД, обыск, выемка, личный обыск и др.).

– Как правило, при внедрении таких важных новелл вначале идет пилотный проект. Было ли сделано то же самое в данном случае?

– С 31 декабря 2020 года стартовал первый этап внедрения новой модели – когда ключевые процессуальные решения полиция согласовывает с прокурором. А перед принятием Закона МВД РК совместно с Генпрокуратурой был реализован пилотный проект в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях, который дал положительные результаты. С 1 октября он был распространен на всю республику. Немного статистики: по данным МВД, за этот период с прокурорами согласовано более 76 тысяч процессуальных решений, в том числе 30 тыс. прекращений уголовных дел, 16 тыс. прерываний сроков, 19 тысяч признаний человека подозреваемым.

Что это дает? Результаты первого квартала 2021 года показали снижение количества нарушений прав граждан с 67 до 36 (47%), возвращения уголовных дел на дополнительное расследование – на 38,4%. В целом по стране, по сравнению с прошлым годом, на 11% меньше прекращенных дел, на 23% снизилось число прерванных дел, на 18% – признанных обвиняемыми. То есть факты говорят о том, что повысилась качество досудебного расследования и уровень защиты прав граждан.

С 1 апреля запущен пилотный проект по апробированию механизма принятия решений прокурорами по делам об убийствах в Шымкенте и Павлодарской области. По данным на 17 апреля, органы прокуратуры Павлодарской области возглавили расследование по 8 уголовным делам об убийствах, а в городе Шымкенте – по 2 уголовным делам. С 1 июля проект планируется распространить на все регионы республики.

– Очевидно, что введение новой модели серьезно повысит нагрузку на органы прокуратуры, справятся ли они в прежнем составе с новыми задачами?

– Да, это действительно так. В связи прогнозным увеличением нагрузки на органы прокуратуры с 1 января 2024 года Правовой совет при партии «Nur Otan» предлагает увеличить численность специальных и процессуальных прокуроров. А также в составе Генпрокуратуры создать Службу специальных и процессуальных прокуроров на базе существующей Службы уголовного преследования.

При этом с учетом требований закона РК от 19.12.20 г. предлагается исключить прямой выход следователя к следственному судье за получением соответствующих санкций. В дальнейшем следователь должен делать это только через предварительное согласование своих решений с прокурором.

Мнение экспертов на этот счет однозначно: прокурорский «фильтр» усилит гарантии соблюдения прав и свобод граждан РК.

При этом внедрение трехзвенной модели в Казахстане будет проводиться поэтапно.

Первый – с 2022 года – по делам об убийствах.

Второй – с 2023 года – по делам антикоррупционной службы и военной полиции, а также по всем особо тяжким преступлениям, расследуемым полицией.

Третий – с 2024 года – по делам службы экономических расследований, а также остальным категориям дел, подследственных органам внутренних дел.

Таким образом, новая модель уголовного процесса позволит соблюсти необходимый баланс между интересами общества и защитой прав человека, создаст эффективную система сдержек и противовесов. А именно это является основой обеспечения справедливого правосудия.

Будучи ведущей политической силой в парламенте РК, фракция партии «Nur Otan» готова решать системные проблемы страны, в том числе правоохранительной и судебной систем, путем принятия необходимых законопроектов.

Марк СЕВЕРЯНИН, Нур-Султан

Новости партнеров
×