Новости Казахстана Главные новости Новости мира Политика Экономика Бизнес Коррупция Деньги

Турникеты не панацея: депутат назвала слабые места казахстанских школ

Безопасность в школах остается под вопросом, считает народная избранница.

12.10.2022, 19:53
Турникеты не панацея: депутат назвала слабые места казахстанских школ

Мало кого оставили равнодушными нападения на школы в Казани и Ижевске. События хоть и произошли в России, но заставили в очередной раз казахстанскую общественность обратить внимание на безопасность в наших школах. Журналист Liter.kz узнал, насколько безопасно отправлять ребенка в казахстанские школы.

Сразу после трагических событий в Ижевске министр внутренних дел РК Марат Ахметжанов выступил на брифинге в СЦК, где сообщил, что ведомство делает все возможное для обеспечения безопасности детей в школах.

Однако о проблемах умалчивать не стал. По его словам, в сфере безопасности детей в школах остается ряд нерешенных проблем – не во всех учебных заведениях проведено видеонаблюдение и не все тревожные кнопки подключены к центру оперативного управления в МВД. В сельских школах, где несколько классов, всего вышеперечисленного и вовсе нет, так как установлены передвижные полицейские пункты.

Министр сообщил, что в школах работают лицензированные охранные компании. Но на деле за безопасностью в основном следят люди пожилого, пенсионного возраста.

На вахте сидят бабушки, дедушки, потому что зарплата низкая, подобрать людей трудно. Но мы сегодня фактически многие вопросы перекрываем за счет цифровизации. В городских школах есть тревожные кнопки. 70% выведены на центр оперативного наблюдения. То есть при любой ситуации, при нажатии тревожной кнопки можно посмотреть, где и что произошло, – сказал Марат Ахметжанов.

Укреплять безопасность школы на входе – недостаточно, считает депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова. Народная избранница имеет педагогическое образование и многолетний стаж работы директором школы. Поэтому знает о проблемах изнутри.

Безопасность школы зависит от безопасности в обществе. Нельзя рассматривать безопасность в учебных заведениях как самостоятельную категорию. Так как чем выше растет уровень преступности, тем более уязвимыми становятся казахстанские школы в том числе, – считает Ирина Смирнова.

Депутат напомнила, что школы относятся к объектам, уязвимым в террористическом отношении. Как объектам массового скопления людей, учебным заведениям присвоена первая, самая высокая, категория опасности.

По ее словам, имеющиеся нормативные правила, при должном соблюдении, на достаточном уровне обеспечивают безопасность в учебных заведениях. К примеру, школа получает акт на открытие к новому учебному году после полной проверки комиссией, в состав которой входят и представители МЧС.

Ответственность за школу несет первый руководитель, то есть директор. В паспорте учебного заведения прописаны все шаги, которые призваны обеспечить безопасность в учреждении. Директор определяет ответственных за разные категории работы и после тендерных процедур нанимает охранную компанию по охране школы. Если работа охраны не удовлетворительна, то директор имеет право отказаться от услуг компании или официально уведомить руководство фирмы о ненадлежащем качестве исполнения обязанностей. По плану в школе должны проводиться и учения. В Ижевской школе незадолго до трагедии проводились тренировки на случай теракта. И те, кто в них участвовал, смогли спрятаться от стрелка, забаррикадировавшись. Но у нас все проверки и учения должны проводиться не на бумаге, а на самом высоком уровне, – говорит Ирина Смирнова.

Но даже качественно проведенных проверок недостаточно, чтобы не повторился американский “Колумбайн”, считает депутат. По мнению народной избранницы, в школах недостаточно бюджета для приобретения и установки качественных камер видеонаблюдения с высоким разрешением. А те, что уже установлены, должны подвергаться регулярному мониторингу.

Не всегда выдерживает критику подготовка сотрудников охранных фирм. Из-за низких зарплат на эту работу соглашаются люди пенсионного возраста.

У нас принято обеспечивать безопасность основного входа – ставить турникеты, охрану. Но вход в школу не единственный во всем здании. Отдельные выходы есть на кухне, актовом зале, спортзале, для начальной школы. Везде турникеты не поставишь и не посадишь везде по охраннику. Поэтому тщательное укрепление основного входа – непродуманная мера, – говорит депутат.

Турникеты, кстати, также представляют опасность, утверждает депутат. В регионах с высокой сейсмической опасностью турникет может не открыться из-за поломки и тогда на выходе из школы начнется давка.

Ирина Смирнова добавила, что противоречие представляет собой и отсутствие решеток на окнах, через которые злоумышленники могут проникнуть в классы.

Когда в США начались первые нападения на школы, там пересмотрели систему безопасности. Охрану учебных заведений начали с наружного периметра здания. А именно – сделали заборы надежными, без широких щелей и отогнутых прутьев. Территорию школ охватили камерами видеонаблюдения без слепых зон. Нам нужно пойти по такому же пути. Ограждение школы должно стать первой преградой на пути возможного стрелка. Пока он пытается преодолеть забор, его фиксирует камера видеонаблюдения, – отметила народная избранница.

Возможно, эти предложения будут услышаны и оформлены отдельным пакетом мер. Как показала практика, новые инициативы рождаются после трагических событий. В последний раз вопрос безопасности в школе серьезно рассматривался в мае прошлого года, сразу после массового убийства в казанской школе. Тогда-то и приняли решение, что в крупных городах охрану учебных заведений будут осуществлять частные охранные организации.

Новости партнеров
×