“Твари дрожащие или право имеют?”: где грань между работой и личной жизнью учителей
О личной жизни педагогов, соцсетях и этике спросили у экспертов.
Скандальное увольнение учителей из Кызылординской области после похода в турецкий клуб трансвеститов положило начало дискуссии в обществе об ответственности учителя перед учениками во внерабочее время. В уполномоченных органах утверждают, что педагоги уволились по собственному желанию, что вызывает вопросы у общественности. Должны ли школьные учителя следить за контентом в своих персональных аккаунтах в соцсетях и где грань между работой педагогов и их личной жизнью, попытался разобраться Liter.kz.
С развитием социальных сетей личная жизнь людей перестала быть закрытой. Благодаря публикациям в Instagram подписчики узнают о рабочих буднях, вечерних прогулках и отдыхе на море каждого из нас.
Не остались в стороне и учителя, которым также хочется поделиться частной жизнью с подписчиками. Но в последнее время личный контент все чаще становится поводом для разбирательств как в Казахстане, так и во всем мире.
Ранее сообщалось, что двое учителей английского языка Кызылординской области посетили клуб для трансвеститов в Турции во время зимних каникул, фото с этого мероприятия были опубликованы в соцсетях. Родители учеников, увидев контент, выразили недовольство, и учителей уволили.
Председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК Ернур Дауенов, объясняя увольнение, сослался на нормы педагогической этики, где “прописано, что педагоги не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога, не распространяют в социальных сетях недостоверную и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога (подпункты 4) и 17) пункта 7 Правил)”.
Новость стала резонансной по той причине, что учителя находились на отдыхе в другой стране. Возможно, поэтому позднее появилась другая информация, идущая вразрез с позицией Минпросвещения.
В управлении образования Кызылординской области сообщили, что учителя районной школы-лицея № 250 лишились работы по другой причине.
Учителя, работавшие в школе-лицее № 250 Кармакшинского района Кызылординской области, кроме дней неоплачиваемого отпуска, в промежутках двух-пяти рабочих дней по неизвестным причинам, без предупреждения отсутствовали на работе. Поэтому доводим до сведения, что в соответствии с пунктом 5 статьи 49 Трудового кодекса РК уволены по собственному желанию, – пояснили в ведомстве.
Подобное расхождение в причинах увольнения наталкивает на мысль, что в сфере образования не определились, учитель должен оставаться учителем в любое время или это обычный человек, обучающий детей.
Учитель сельской школы из Акмолинской области Роза К. рассказала Liter.kz, что не добавляет учеников и их родителей в “друзья”.
Иногда реакция родителей на контент учителя может быть непредсказуемой. К примеру, в конфликтный момент они могут припомнить, что детей следует учить противостоять буллингу, а не по кафе ходить. Поэтому мой аккаунт закрыт. Мои коллеги также не контактируют с учащимися в соцсетях. В сельской местности особенно важно держать дистанцию, потому что в отсутствие активной деятельности остается обсудить поведение учителя. В целом не могу сказать, что учителя выкладывают провокационные фото. В основном это фото детей, обычных посиделок с друзьями, поездки в отпуск, – рассказала педагог.
При этом она отметила, что отношение учеников к учителям меняется. Они понимают, что педагог – обычный человек со своими слабостями.
Смешно говорить, но моя 80-летняя мама в первом классе думала, что учителя – это возвышенные создания и они даже не посещают туалет. У меня было почтительное отношение, учителя также представлялись одухотвореными созданиями, но с человеческим лицом. Современные дети не держат дистанцию, они могут предложить записать ролик для TikTok и ведут себя более раскованно. Думаю, и учителям не следует закрываться в соцсетях, но нам нужна защита от негативной реакции родителей на фото педагога с бокалом вина в руках, – говорит Роза.
Вопрос об этике всегда остается тонким, и правилами его не урегулировать, считает депутат Мажилиса РК Ирина Смирнова. Мажилисвумен понимает проблему изнутри, так как она является опытным педагогом, много лет возглавляла школы в городе Алматы.
Прописать все правила поведения, куда ходить или не ходить учителям, невозможно. Это должно быть понимание на уровне общества и культуры. В Казахстане принят закон “О статусе учителя”. То есть отдельно выделен учитель. Не пожарный, не медик, не космонавт. Общество взяло ответственность за роль учителя – педагогам повысили зарплату, с них сняли выполнение несвойственных им функций. В свою очередь на учителей возложили ответственность учить детей, прививать им культуру и нормы поведения. И когда учитель идет туда, куда по мнению родителей, он не должен был идти, получился конфликт. Учителя нарушили чужие представления об этике. Насколько законно увольнение, пусть и по собственному желанию? Наверное, незаконно. Потому что учитель – такой же гражданин, как и все остальные. Но педагоги сделали вывод и уволились. Либо они были вынуждены написать заявление, – поделилась мнением Ирина Смирнова.
Депутат считает, что необходимо подумать, являются ли такие случаи толчком к развитию или стагнацией.
Учителя пошли в клуб по разным причинам – им было любопытно или они хотели узнать поближе другую культуру. Родители возмутились и решили, что педагоги совершили что-то страшное. Почему они так решили, ведь есть и более страшные вещи? В любом случае, это стало сигналом для учителей – они или перестанут публиковать личную жизнь в социальных сетях, или наоборот, поднимут вопрос, “твари ли они дрожащие или право имеют”? – говорит Ирина Смирнова.
По мнению народной избранницы, в Казахстане не требуется введение отдельных правил для учителей, которые регламентировали бы поведение педагогов в социальных сетях. Подобный свод был разработан 2019 году в России после разразившегося скандала, когда 38-летняя учительница русского языка и литературы Татьяна Кувшинникова была вынуждена уволиться после жалобы одного из родителей на ее фото в “ВКонтакте”.
Ни в коем случае не нужны никакие дополнительные правила. Учитель и без того работает по закону о статусе педагога. В нем прописаны не только прямые обязанности и определенные полномочия, но и этические нормы, которым нужно соответствовать.
Невозможно прописать правила на все случаи жизни – не ходить в пивбар, не постить фото с алкоголем. Должно быть поведение, которое нормально в обществе, – заключила депутат.
Читайте также: Учитель может быть в тренде: как казахстанские педагоги покоряют TikTok https://liter.kz/uchitel-mozhet-byt-v-trende-kak-kazakhstanskie-pedagogi-pokoriaiut-tiktok-1696479027/
Детский психолог, педагог Елена Игина считает, что нельзя судить учителей за активную жизнь в соцсетях. Вместо этого родителям следует взять ответственность за воспитание детей.
Из своего опыта я сделала вывод, что сейчас среди родителей распространена инфантильная позиция. Они не могут в силу разных причин дать детям рамки. Поэтому от бессилия перекладывают ответственность на других людей, в том числе на учителей. Отсюда и трактовка, что учителя должны первое, второе, пятое, десятое. А учителя ничего никому не должны! Педагог – это обычный человек. Он имеет право публиковать фото в купальнике в соцсетях, отдыхать в барах, танцевать и т. д. В общем это обычные вещи для обычных людей, и не запрещено правилами соцсетей. Проблема не в учителях, а в инфантильных родителях, которые проявляют ханжество, – утверждает Елена Игина.
Психолог добавила, что главное – учитель не учит детей употреблять алкоголь, курить или другим вредным привычкам.
Родители много требуют от учителей. Фактически они хотят от педагогов безгрешности. По их мнению, фото учителя в баре сподвигнет ребенка последовать его примеру. В то время как сами родители дома на глазах у детей могут пропустить рюмку-другую, – говорит специалист.
По словам психолога, если учитель асоциален и склонен подавать детям плохой пример, то это станет очень скоро ясно и без Instagram.
Для учителей уже созданы нормы педагогической этики. В нем изложены те принципы, которые можно назвать общечеловеческими – быть добросовестным, честным, патриотичным, уважать честь и достоинство коллег, заботиться о своем профессиональном росте и т. д. Их и следует придерживаться. В свою очередь у родителей следует спросить, почему их дети в соцсетях, а не играют в “настолки” или не гуляют на улице? – задается вопросом Елена Игина.
К слову, экс-министр образования, а ныне мажилисмен Асхат Аймагамбетов заступился за кызылординских учителей. Он отметил, что учителя – это обычные граждане со своими правами, поэтому прежде стоит разобраться в ситуации.
Никто не может быть ограничен в своих правах. Поэтому мы должны здесь, понимаете, четко дифференцировать требования к педагогам. Конечно, высокие требования – это само собой. Но мы должны понимать, что они такие же граждане. И здесь необходимо конкретно разобраться в случае, посмотреть, в чем в данном случае и их вина, – сказал Асхат Аймагамбетов.
Социальные сети облегчили жизнь миллионов людей. Благодаря им можно в короткие сроки узнать необходимую информацию, наладить контакты, сообщить о своих планах. В то же время растущее влияние соцсетей заставляет людей пристальнее следить за публикуемым контентом. Теперь после единственного неправильного поста можно “отменить” целого человека, разрушить его карьеру и даже подтолкнуть к суициду. Особенно уязвимы учителя, которые в глазах некоторых представителей общественности больше, чем просто педагоги. Так как единых правил поведения в соцсетях нет, то им приходится на ошибках коллег учиться ведению личных аккаунтов.