Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

Учеба в Satbayev University — это счастливый билет, который выпадает не каждому

17.08.2023, 16:33
Учеба в Satbayev University — это счастливый билет, который выпадает не каждому
Фото: Радмир Фахрутдинов

Не так давно по стране были озвучены имена тех, кто с 1 сентября будет носить гордое звание студента. Тысячи первокурсников заполнят лекционные аудитории, чтобы научиться азам выбранной профессии. Есть среди них и те, кто принял решение получить квалификацию в одном из ведущих вузов страны — Satbayev University. Бывший Алматинский политехнический институт выпустил не одну плеяду известных инженеров, энергетиков, гидрогеологов. Большую популярность вузу принес легендарный музыкальный коллектив "Дос-Мукасан", вышедший из стен Политеха. Об этом и многом другом мы говорили в "Гостиной "Литера" с ректором Satbayev University Мейрамом Бегентаевым.

— Мейрам Мухаметрахимович, буквально на днях стали известны итоги образовательных грантов. Сколько счастливчиков поступили в Satbayev University и какие специальности в этом году пользовались особой популярностью?

— В этом году к нам поступили 3 156 студентов по программе бакалавриата, из которых 302 выбрали дистанционную форму обучения. Теперь в Satbayev University с учетом набора будет около 12 тысяч обучающихся. Думаю, что такое количество в очном формате — оптимально, с учетом нашей инфраструктуры. С другой стороны, мы должны сосредоточиться на качестве образовательных услуг.
Самыми популярными направлениями среди абитуриентов в этом году стали IT-специальности, затем идут "Строительство", "Землеустройство и кадастр", замыкает тройку "Электротехника и автоматизация". Вместе с тем мы видим, что у молодежи растет интерес к профессиям геолога и гидрогеолога, инженера-металлурга и горняка — это сегодня одни из самых востребованных на рынке труда специальностей.
При этом мы не должны забывать, что Satbаyev University — национальный исследовательский университет. Поэтому мы перед собой поставили задачу — на выходе получить 20 процентов магистрантов и 10 процентов докторантов.

— Вы два года возглавляете один из старейших вузов страны. В то время как на первый план вышли новые технологии, которые, безусловно, коснулись и учебного процесса, считаете ли необходимым придерживаться традиций, сложившихся в университете?

— Университету на следующий год 90 лет — он создавался в ту пору, когда сформировалась мобилизационная модель экономики. К тому времени СССР выбрал путь открытого противостояния с капиталистическими странами. Поэтому главной целью для всех стало укрепление обороноспособности молодого государства. Страна нуждалась в ресурсах, и первостепенной задачей учебных заведений было обеспечение растущего военно-промышленного комплекса всем необходимым. Для решения этой задачи в столице Казахстана, городе Алма-Ате, в 1934 году был открыт Казахский горно-металлургический институт (КазГМИ) с двумя факультетами: горным и цветных металлов. По сути, из Семипалатинска перевезли геологоразведочный институт вместе с оборудованием и преподавателями, многие из которых позже стали видными учеными и руководителями. На первых порах весь вуз располагался в 17 каркасно-камышитовых домиках. В этих условиях формировалось будущее нашей науки. Несмотря на непростые бытовые условия, в стенах вуза выросла целая плеяда молодых преподавателей-казахов, которые внесли большой вклад в развитие рудно-сырьевой базы страны.
В военные годы в Алма-Ату целыми вагонами стали приезжать ученые московских вузов. За ними пришло научное оборудование, что существенно укрепило материально-техническую базу Казахского горно-металлургического института. Понятно, что в тех условиях главным девизом всего народа, включая ученых, стало: "Все для фронта, все для победы!". Тогда даже студенты носили горняцкую форму военного образца.

В послевоенный период приоритеты развития науки и промышленности стали поворачиваться в сторону повышения благосостояния народа. 8 июля 1960 года Казахский горно-металлургический институт преобразован в Казахский политехнический институт, где также стали готовить инженеров для гражданских отраслей промышленности.
За свою 90-летнюю историю Satbayev University стал частью истории нашей страны, пережил сложные и глубокие социальные изменения двух столетий, выпустил более 130 тысяч инженеров, которые внесли свой вклад в развитие промышленности Казахстана.

На новом этапе своего развития мы вместе с коллегами определили миссию вуза: "Наука и образования во благо человека!". Мы создаем комфортные условия для обучения, мы открыты всему миру и формируем благотворную научно-образовательную среду, которая должна стимулировать обучение, исследования и инновации. Это сложный многогранный процесс, который включает в себя множество аспектов, таких как учебные программы, преподаватели, студенты, инфраструктура, исследования и многое другое. У нас сформировалось свое видение, которое мы и изложили в программе развития Satbayev University до 2027 года. При ее разработке мы с коллегами опирались на стратегические документы Правительства, для которого мы готовим кадры высшей квалификации. Использование методов Форсайта помогло нам очертить более четкие контуры будущего и определить необходимые инструменты и решения для достижения наших целей. Участие в обсуждении стратегии вуза реальных игроков рынка труда помогло понять перспективы и точки пересечения наших интересов. По сути, мы вместе нарисовали картину будущего и договорились, что может и должен делать каждый из нас, чтобы она стала реальностью. Мы синхронизировали свои задачи с Концепцией развития Министерства науки и высшего образования, которая предполагает движение в сторону открытой модели образования и науки, готовой к сотрудничеству со всем миром. Мы гордимся тем, что наша программа развития одобрена Правительством страны, что обеспечивает вуз не только необходимыми ресурсами, но и накладывает дополнительную ответственность на весь наш коллектив за ее итоги и результаты. Утвержденная Программа развития предусматривает создание научно-исследовательского хаба в рамках государственного инвестиционного проекта, что позволит модернизовать 46 научно-образовательных лабораторий, построить и отремонтировать 11 общежитий, а также 2 учебных корпуса. Сейчас проект находится на согласовании у государственных органов.

За 90 лет у Satbayev University сложилось много традиций, каждое поколение политеховцев, сатпаевцев вносит что-то новое. Я думаю, главная традиция нашего вуза, которую заложил великий Сатпаев, — это внимание к разностороннему развитию личности, к раскрытию творческих талантов наших студентов и преподавателей. Для того, чтобы в стране появился нобелевский лауреат, необходима благодатная творческая среда, тысячи и сотни тысяч мечтателей, ученых, поэтов, художников, музыкантов.

Великий Эйнштейн говорил: "В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса". Поэтому в день рождения Каныша Сатпаева, который великолепно пел, играл на домбре и собирал народные музыкальные произведения, мы вот уже 56 лет проводим фестиваль "Весна КазНИТУ".
Наша цель — готовить творцов, чтобы наши студенты с первых дней учились творчески подходить к решению самых различных задач. Поэтому мы хотим, чтобы наш Политех оставался точкой притяжения творческой креативной амбициозной молодежи.

— Satbayev Univerisity — это действительно бренд. Какие усилия надо приложить, чтобы добиться признания среди абитуриентов? Что влияет на конкурентоспособность вуза?

— Я убежден, что университет — это не просто учебное заведение, а пространство будущего, где студентов готовят к завтрашнему дню, к неведомым пока вызовам, с которыми они встретятся лицом к лицу через несколько лет. Поэтому, если мы хотим выпускать молодых людей, способных управлять своей жизнью и менять окружающий мир, нам важно самим постоянно развивать наши научные и преподавательские компетенции.

Чтобы выглядеть привлекательно в глазах выпускников школ, нужно не только выглядеть ярко и красиво, вкладываться в комфортные условия для учебы и отдыха. Нынешние выпускники школ думают и учатся иначе, чем это было еще пять—десять лет назад. Они более нацелены на результат и уже не нуждаются в репродуктивном методе обучении, когда преподаватель — основной источник информации. Мы стараемся развивать в студентах независимость и самостоятельность, поощряем творчество и креатив. Для этого обучаем наши преподавателей современным методикам обучения и знакомим с новыми достижениями и возможностями в области искусственного интеллекта.

Чтобы повысить качество высшего и послевузовского образования мы интегрируем учебный процесс и научные исследования. За счет тесного взаимодействия научно-исследовательских и академических институтов наши студенты с первого курса открывают дверь в науку. Мы запускаем кафедры на предприятиях-партнерах, где студенты могут объединить теорию с практикой. Буквально неделю назад мы открыли филиал кафедры "Энергетика" на заводе Asia Trafo и филиал кафедры "Машиностроения" — на базе Кентауского трансформаторного завода компании Alageum Electric. Дальше они сами могут выбрать траекторию своего обучения: кто-то станет ученым и изобретателем, кому-то больше по душе производство, кто-то решит заняться предпринимательством.

Существуют разные критерии оценки работы вузов. Мы сделали упор не только на трудоустройстве наших выпускников, но и на уровне их заработных плат; не только на количестве докторантов, но и на качестве их научных исследований; не только на основании публикационной активности наших ученых, но и качестве статей; не только на доходах от контрактной деятельности, но и устойчивости проектов. Все вместе дает тот результат, который нужен нашим выпускникам и работает на благо всего общества. Вместе с тем мы работаем над тем, чтобы повышать свою глобальную конкурентоспособность, вносить свой вклад в достижение целей устойчивого развития ООН.

Конечно, в Алматы государственным вузам важно выглядеть не хуже лучших частных вузов. Признаюсь, когда меня назначили ректором вуза, его внешний вид и состояние инфраструктуры были удручающими. Причем здесь я хотел бы сделать оговорку: до меня работали выдающиеся ректоры, которые делали Политех главной кузницей инженерных кадров, но у них не было той академической и управленческой свободы, зато были жесткие стандарты. Приведу один лишь пример — это правило обеспечить строго определенное количество посадочных мест на контингент студентов, не учитывающий кафедры и учебно-лабораторные помещения на производстве. Из-за этого многие университеты до сих состоят в основном из лекционных аудиторий, парт и стульев. Тогда как инженерами становятся прежде всего на практике, на производстве, конечно же, после теоретической подготовки. При этом бюджет не позволял выделять большие средства на ремонт и обновление инфраструктуры, не говоря о ее развитии. Но мы нашли несколько вариантов решений. Один из них, когда предприятия-партнеры модернизирует нашу инфраструктуру, как свою собственную. Для этого важно заслужить доверие равноправного партнера. Нам это удалось, и мы запустили несколько долгосрочных инвестиционных проектов, благодаря которым мы создаем благоприятные условия для наших студентов и ППС.

Так у нас появился Uni Hub — кофейня, столовая, конференц-зал, библиотека 24/7, место для встреч и обсуждений, где студенты с комфортом проводят порой дни и ночи напролет. Причем новые пространства мы открываем в фойе и переходах, без ущерба аудиторному и лабораторным фондам. То есть открываем новые возможности там, где их раньше никто не видел. Кому плохо от того, что унылые фойе и переходы становятся яркими зонами притяжения, где можно комфортно работать над курсовой, пить кофе, проводить ивенты! Причем инвестор делает ремонт за свой счет, платит нам аренду. Теперь там, где мыл пол наш техперсонал, это делает инвестор, обслуживает опять же инвестор. То есть нашу университетскую собственность полностью обслуживает инвестор и еще платит аренду. Только в одном этом проекте сумма инвестиций, вложенных в проект, составляет 240 млн тенге.

Другой инвестор открыл поликлинику с полным набором услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Сумма его вложений составляет 31 млн тенге.
К нам зашла одна из самых известных компаний — Indrive — это международный сервис пассажирских перевозок. Она решила вложить средства в подготовку своих будущих кадров и открыла офис для IT-специалистов. Телекоммуникационная компания Rtel group открывала у нас свою лабораторию, где обучаются и проходят практику наши связисты. Сумма их вложений составляет 360 млн тенге.
Все наши студенты и преподаватели стали свидетелями того, как преобразилось состояние учебных корпусов, где были проведены ремонтные работы, демонтаж стен и объединение кабинетов. Появились новые конференц-залы, современные meеting-room, co-working зоны, проектный офис, зал заседаний "Ақсакалдар алқасы" и т. д. При этом мы не закупаем мебель, а производим сами в своем учебно-производственном цеху. Важно, что студенты и преподаватели видят наши усилия, искреннее желание сделать комфортнее наш второй дом — это нас дополнительно объединяет и делает наш бренд еще сильнее.

— Основа любого вуза — это профессорско-преподавательский состав. Какова остепененность преподавателей Satbayev Univerisity? Как вы считаете, как это влияет на образовательный процесс?

— Показатель остепененности у нас достигает 60%. В целом это хороший критерий, который зависит от множества важных факторов. Однако в эпоху интернета и искусственного интеллекта меняется сам процесс обучения. Любой студент с помощью смартфона может поставить под сомнение годами проверенный тезис преподавателя с ученой степенью. Поэтому преподавателю, наряду с глубоким знанием своего предмета, важно иметь навыки ментора и наставника. Конечно, остепененность ППС влияет на кредит доверия абитуриентов, и важный показатель для проверяющих. Однако, чтобы поддерживать репутацию вуза на высоком уровне, мы сами должны следовать принципу Lifelong learning, то есть обучаться всю жизнь и каждый день. Я горжусь теми нашими преподавателями-ветеранами, которые осваивают графические редакторы, учатся готовить презентации, обновляют свои методы обучения, чтобы передать свои знания доступными для студентов способами. В этом году у нас был первый выпуск серебряных IT-специалистов — это взрослые люди, которые переучились и получили возможность работать в новой перспективной специальности.

— В последние годы науке уделяется пристальное внимание со стороны профильного министерства. Это повлияло на научные достижения ваших студентов и преподавателей?

— Расходы на науку должны приносить отдачу экономике страны. Вместе с тем сегодня большая наука невозможна без международного сотрудничества. Чтобы быть на равных с общепризнанными центрами науки, стать частью мирового научного сообщества, необходимо обладать современной научной инфраструктурой. Поэтому по инициативе Президента страны Касым-Жомарта Токаева на базе Satbayev University создается научно-исследовательский хаб новых технологий. Он позволит сформировать научно-производственную базу, доступную для всех технических вузов Казахстана, и привлечь к участию в нашим проектах высококвалифицированных иностранных ученых.

На сегодняшний день в университете реализуется 108 проектов грантового финансирования, 2 программы программно-целевого финансирования Комитета науки МНВО РК, на общую сумму 2,9 млрд тенге. Наши ученые в прошлом году подали рекордное количество заявок на участие в конкурсах коммерциализации технологий. В итоге нам и нашим дочерним научным организациям одобрили 13 грантов Фонда науки на общую сумму более 3 млрд тенге, которые сегодня реализуются нашими учеными.

Это лето для нас выдалось жарким во всех смыслах, потому что параллельно у нас шли 5 конкурсов на финансирование проектов. По линии коммерциализации учеными университета и ДЗО было подано 97 проектов на сумму более 28 млрд тенге на конкурс на грантовое финансирование наиболее перспективных проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности на 2023–2025 годы, сейчас проекты находятся на стадии экспертизы.

На консорциумы производственного сектора 1-го типа подали 6 заявок на сумму 3,9 млрд тенге. На консорциумы производственного сектора 2-го типа подали 3 заявки на сумму 1,95 млрд тенге.
На начало 2023-2024 учебного года учеными университета и наших исследовательских институтов поданы 15 программ, среди которых 3 мегагранта, на конкурс программно-целевого финансирования Комитета науки на 2023–2025 гг. (28 месяцев) на общую сумму 19 млрд тенге — это рекордные для нашего университета цифры. Благодарю коллег, которые в период летних отпусков все, как одна команда, проектировали и делали все расчеты, то есть трансформировали свои научные труды в конкретные измеряемые цели и задачи.

Каждый преподаватель нашего университета участвует как минимум в одном научном проекте, а чаще в 2-3 проектах, так же, как и наши докторанты и магистранты. Помимо этого, наши ученые напрямую сотрудничают с производственным сектором, решая поставленные перед научным сообществом задачи — это так называемые "контрактные исследования". На август 2023 года заключены 39 договоров на хоздоговорные работы, на сумму 1,2 млрд тенге. Среди производственных компаний такие, как ERG, KAZ Minerals, АНПЗ, КМГ, КазТрансОйл, Казахмыс, Alageum, Allur, Zeta и другие.
Успешно завершены переговоры с международной канадской компанией по привлечению инвестиций в литиевый проект в рамках поручения Главы государства "О привлечении серьезных инвестиций в разведку и добычу лития". Создано СП (SU & Condor Green Energies), подан запрос в МИИР РК на передачу лицензии. В рамках совместного предприятия университет получает трансферт высоких технологий по извлечению лития из рассолов со степенью 99% и права ее использования на территории Казахстана и стран СНГ.

Еще одно наше достижение — это открытие на промышленных площадях "Казахмыс Прогресс" цеха по рафинированию селена и переработки шлака. Это уникальная технология разработана учеными нашего исследовательского института, по результатам которой мы получаем чистый селен с содержанием основного компонента 99,5 % в одну стадию дешевым безреагентным способом. Это значит, что стоимость чистого селена казахстанского производства будет значительно ниже стоимости аналогичной зарубежной продукции.

Для развития научного предпринимательства среди студентов и поддержки идей молодых ученых мы проводим конкурсы стартапов и разыгрываем свои гранты среди них. Сейчас наши студенты реализуют 25 командных инженерных проектов по возобновляемым источникам энергии, быстровозводимые модульные дома, беспилотники, цифровые двойники, электромобили. Это уникальный в своем роде проект, который заключается в том, что университет путем проведения конкурса выделяет необходимую сумму (лимит — 5 млн тенге) для создания MVP. В этом году мы планируем 50 таких проектов.
Один из проектов участвовал в международном конкурсе студенческих инженерных команд Shell Eco Marathon Asia-Pacific and the Middle East 2023, который проходил в Индонезии, и получил награду Spirit of Shell Eco-marathon Award Winner. Наша команда во главе с Ибраим Алибеком создала модульный разбираемый болид на электрической батарее, который проехал 261,1 км на 1 кВт/ч энергии.

— Назовите пять причин, почему учиться в SU престижно и выгодно?

— Я могу перечислить 5 преимуществ, которые получает студент Satbayev University:
1.    Свобода. Мы поощряем любое творчество молодежи во всех его проявлениях.
2.    Большинство студентов трудоустраивается до получения диплома. У нас самая широкая база прохождения практики по техническим специальностям. При этом многие наши партнеры платят заработную плату студентам-практикантам.
3.    Развитое студенческое самоуправление и сильный профсоюз.
4.    У нас реально отличные преподаватели!
5.    Наши студенты могут выбрать подходящий курс как в Politech Online, так и в Coursera — закрыть кредит, пройдя обучение онлайн.

Есть еще одно важное преимущество — жить и учиться в центре Алматы, это счастливый билет, который выпадает далеко не каждому.

— Вспомните, каким студентом был Мейрам Бегентаев энное количество лет назад? Какие преимущества сегодня есть у студентов перед вами, студентами того периода?

— Я был таким же, как сейчас, внутренне не изменился. Мои студенческие годы пришлись на лихие 90-е. В бытовом отношении нам было труднее, гораздо больше усилий надо было прилагать только на то, чтобы поесть и опрятно выглядеть. Учиться было сложнее. Чтобы получать хорошие оценки, надо было много часов просиживать на лекциях, а затем и в библиотеке. Сегодняшнему студенту зачастую не нужно идти в библиотеку и просиживать время на парах — все знания мира находятся на расстоянии вытянутой руки.
Современную молодежь невозможно научить ходить по струнке, как заставляли маршировать нас. Наши студенты более свободные в своих мыслях и поступках. Наша задача — создать условия, чтобы студенты получили максимум пользы от обучения в Satbayev University, чтобы они вспоминали эти годы как самое счастливое время своей молодости.

Миргуль Джилкишинова

Новости партнеров
×