Учебно-методические объединения ведут работу более чем в 60 колледжах Казахстана
Мало кто знает, что секрет качественного образования в альма-матер кроется в учебно-методическом объединении.
Именно здесь осуществляется обновление образовательного контента по стандартам и требованиям рынка труда. Конкретный пример работы УМО привела в разговоре с корреспондентом Liter.kz директор Алматинского государственного бизнес колледжа Айнур Мукажанова.
В Казахстане учебно-методические объединения ведут работу более чем в 60 колледжах. УМО координирует работу учебных заведений, ведущих подготовку кадров по специальностям, закрепленным приказом министра просвещения РК. Одно из таких УМО действует на базе Алматинского государственного бизнес колледжа (АГБК) с 1991 года. Объединение стало активной профессиональной платформой для сотрудничества между 93 колледжами страны по специальностям Учет и аудит (50 колледжей), Менеджмент (21 колледж) и Маркетинг (22 колледжа).
УМО анализирует профессиональные стандарты в колледжах, дает предложения по их содержанию, консультирует по нормативным правовым актам системы технического и профессионального образования (ТиПО), участвует в обсуждении проектов приказов МП РК. Обобщает опыт учебно-методической работы в профильных колледжах УМО, в том числе через конкурсы, семинары, конференции. Свою работу УМО строит, опираясь на принципы равноправия всех входящих в него представителей организаций технического и профессионального образования (ТиПО), коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.
“Одним из важнейших направлений работы УМО при АГБК была экспертиза образовательных программ и методических пособий. Анализ профессиональных стандартов, размещенных на платформе Career Enbek, позволил актуализировать содержание наших образовательных программ. Были одобрены около 10 авторских материалов и пособий, которые теперь рекомендованы к использованию в системе ТиПО. Особо хочется отметить внедрение демонстрационного экзамена по квалификации “Бухгалтер-кассир”, проведенного в июне 2025 года. Это стало первым шагом к национальной модели оценки практических навыков. К слову, на базе колледжа третий год проводится открытый турнир “Бухгалтер XXI: Моя профессия – гордость моя”. В этом году 13 команд из Алматы и Талдыкоргана демонстрировали свои знания в теории и практике, в том числе в “1С бухгалтерии”. Конкурс стал платформой для развития инноваций, социальной ответственности будущих бухгалтеров”, – сказала Айнур Мукажанова.
По словам руководителя колледжа, работа в УМО требует максимальной вовлеченности не только в учебных процессах, но также в городских педагогических чтениях, конкурсах, форсайт-сессиях и экспертных советах. Так, заместитель директора по УМО заняла 1-е место в городском конкурсе методических материалов, в течение года участвовала в работе Отраслевых советов Министерства финансов РК и Министерства торговли и индустрии РК.
Кроме этого, были проведены четыре онлайн-семинара по обобщению опыта преподавателей профильных колледжей УМО: Семейский финансово-экономический колледж имени Р. Байсеитова, Рудненский политехнический колледж, Лисаковский технический колледж, Костанайский политехнический высший колледж, Костанайский индустриально-педагогический колледж.
Большую роль УМО играет в развитии международных отношений. В этом году прошли онлайн-встречи с представителями Швейцарской школы прикладных наук и Образовательного центра Саксонской экономики (BSW, Германия), на которых обсуждались перспективные форматы партнерства и академической мобильности. Были подписаны меморандумы о сотрудничестве с 8 ведущими университетами Алматы и Международным образовательным центром Китая, что позволяет нашим преподавателям и студентам обмениваться опытом с зарубежными коллегами, проходить стажировки и заниматься совместной проектной деятельностью.
Отдельной гордостью колледжа стала международная стажировка заместителя директора по УМО в Университете Иллинойса (США). Полученные знания и идеи легли в основу проектов по внедрению социально-эмоционального обучения и элементов совместного лидерства в образовательный процесс.
“В новом учебном году УМО Алматинского государственного бизнес-колледжа запускает ряд ключевых инициатив, направленных на развитие лидерства, интернационализацию и повышение качества образования. По итогам зарубежной стажировки в США запланировано внедрение: SEL (социально-эмоционального обучения) – формирование культуры открытого, доверительного общения, а также Shared leadership – практики распределенного лидерства в управлении колледжем. В августе 2025 года преподаватели кафедры “Менеджмент и маркетинг” примут участие в международной программе по обучению подаче заявок на гранты ЕС: Erasmus+, Horizon Europe и др. Цель – освоение навыков по привлечению внешнего финансирования и усилению проектной активности. Планируется изучение возможности сертификации студентов на платформе Certiport (Pearson VUE, Великобритания) – в рамках пилотного проекта под эгидой НАО “Талап”. Колледж готовит образовательную программу для участия в конкурсе на включение в Национальный портфель – базу передовых ОП страны, отобранных по конкурсной системе”, – пояснила Айнур Мукажанова.
Согласно утвержденным Министерством просвещения РК методическим рекомендациям, колледж выстраивает свою стратегию интернационализации. По этому направлению в KPI входят: количество международных договоров, мобильность студентов и преподавателей, зарубежные стажировки и практика, совместные образовательные программы, уровень владения английским языком, а также участие в международных чемпионатах и привлечение внешнего финансирования.
