Удвоение или утроение тарифов? Что ждет казахстанцев в 2025 году

Помимо нынешней долговой кабалы, Казахстан может попасть и в инфраструктурную долговую зависимость.

Жулдыз Жапарова

Что ждет казахстанцев в новом году — стабильность цен на коммунальные услуги или резкий скачок тарифов? Вопрос о стоимости электроэнергии и отопления становится все более актуальным на фоне заявлений о модернизации энергосистемы. Как изменения повлияют на семейный бюджет, и готовы ли потребители к возможному росту расходов? Подробнее об этом рассказал казахстанский общественный деятель, энергетик Петр Своик, передает Liter.kz.

В беседе с корреспондентом Liter.kz энергетик Петр Своик пояснил, что правительство утвердило амбициозный национальный инфраструктурный план до 2029 года.

“Нам предстоит вложить почти 12 триллионов внебюджетных, так называемых, то есть платных и возвратных с коммерческим процентом тенге”, — говорит он.

Эти деньги пойдут на строительство новых объектов в электроэнергетике и ЖКХ. Дополнительно утвержден национальный проект по модернизации уже существующих мощностей, на который нужно еще 10 триллионов тенге.

“Итого на строительство новых объектов предстоит ежегодно тратить в среднем примерно по 2,5 триллиона, вкладывать неких инвестиций, которые потом будут вытаскиваться через тариф. А по национальному проекту еще примерно 2 триллиона”, — уточняет Своик.

Чтобы осознать масштаб планируемых затрат, эксперт предлагает сравнение.

“Весь рынок услуг электро, тепло, водоснабжения в Казахстане — это примерно 2 триллиона 100 миллиардов тенге. То есть считай, что на новое строительство тарифы надо более чем удваивать, а на обновление существующих мощностей тоже удваивать”, – заметил он.

Несмотря на такие масштабы, Своик убежден, что эти планы — нереализуемы.

“Конечно, поскольку документы уже постановлениями правительства утверждены, можно было бы тут кричать караул, поднимать панику, но на самом деле ничего такого не будет. Президент поручил, правительство как бы исполнило. На самом деле решение, закладываемое туда, то есть тариф в обмен на инвестиции и возврат всех коммерческих инвестиций через тарифы — это совершенная фантастика, она неосуществима”, — считает эксперт.

Реальность, по его словам, куда прозаичнее:

“Уже надо и новые вложения в новые мощности, и надо массировано обновлять имеющиеся мощности. Но средств на это нет. Правительство не знает, где брать деньги”.

Регуляторы, вероятно, будут по-прежнему сдерживать тарифы в пределах инфляции и поднимать их лишь точечно — в случаях, когда зима прошла особенно тяжело или предприятия просят о помощи.

“Этих добавок будет совершенно недостаточно для того, чтобы реально менять ситуацию в электроэнергетике и коммуналке, и более чем достаточно для того, чтобы людей злить, пугать, чтобы тарифы действительно повышались достаточно существенно”, — предупреждает Своик.

Казахстанский энергетик прогнозирует, что тарифы в 2025 году будут расти несколько выше уровня инфляции, а в отдельных проблемных городах — еще сильнее.

“На этом можно было бы читателя успокоить”, — отмечает он, добавляя, что проблема изношенности инфраструктуры остается нерешенной.

Особую тревогу вызывают проекты, уже находящиеся на стадии реализации.

“Это и в Туркестане крупная электростанция, это и в Кызылорде начинается, это и в Алматы на площадке Алматинской ТЭЦ, начинается строительство Кокшетауской новой ТЭЦ, достройка Экибастузской ГРЭС-2. Много идет проектов. Под все эти проекты уже заняты деньги, причем иностранные, и они уже вкладываются. Эти деньги потом через тариф будут вытаскиваться”, — говорит Своик.

Эксперт подчеркивает, что основное повышение тарифов придется на периоды после ввода новых объектов в эксплуатацию, запланированные на 2028-2029 годы. Единственное утешение, по его словам, в том, что тариф придется повышать только по вводу этих объектов.

Однако уже сейчас очевидно, что страна окажется в долговой зависимости.

“После 2030 года надо будет рассчитываться с иностранцами. Либо реальным удвоением тарифов, что, конечно, неосуществимо, либо просто государство будет брать на себя этот долг и выплачивать его за счет другого — увеличивая долговую нагрузку бюджета, тратя национальный фонд, что-то еще придумывая”, – заметил энергетик.

Своик считает, что без кардинальных изменений ситуация будет лишь усугубляться.

“Дело не только в деньгах, но и в подходах к управлению. Проблема коренится в отсутствии долгосрочной стратегии, которая учитывала бы реальные потребности населения и бизнеса, а не просто амбиции на бумаге”, – заметил общественный деятель.

По его мнению, Казахстану необходимо реформировать систему энергетического планирования, привлекая не только иностранные инвестиции, но и внутренние ресурсы, стимулируя локальное производство и инновации.

На фоне утвержденных планов жители страны могут ожидать постепенного повышения тарифов, хотя и не в фантастических масштабах. Однако в долгосрочной перспективе рост долговой нагрузки неизбежен.

“Мы, помимо нынешней долговой кабалы, попадем еще в инфраструктурную, внешнюю долговую зависимость”, — подводит итог Петр Своик.

Вопрос остается открытым: готовы ли казахстанцы к таким испытаниям? И сможет ли правительство найти баланс между необходимостью инвестиций и доступностью услуг для населения?

Новости партнеров