Уголь в Казахстане – кому «черное золото», кому – зола и сажа
Казахстан входит в ТОП-10 стран мира по добыче угля, с ежегодным показателем 100+ млн тонн (103, 2 млн тонн в 2020 году). Вместе с тем одной из особенностей отечественного угольного рынка является неизбежное, как смена времен года, сезонное подорожание твердого топлива и его дефицит, передает Liter.kz.
Железнодорожники перевыполняют планы
Основным перевозчиком грузов (в том числе и угля) по территории РК является АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», в которой заявили, что за девять месяцев 2021 года по сети АО «НК «ҚТЖ» казахстанским потребителям перевезено свыше 53 млн тонн угля. Этот показатель вырос на 2% к уровню аналогичного периода прошлого года. За период январь-сентябрь погрузка каменного угля выросла на 5,2% и составила 76,6 млн тонн. На экспорт отправлено 23 млн тонн. За 20 дней октября погрузка стратегического груза составила 5,5 млн тонн, в том числе внутри страны – 3,9 млн тонн.
В ответе на уточняющий вопрос ЛИТЕРа ТОО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» пояснило: для того чтобы уменьшить спрос на уголь именно при наступлении холодов, перевозка твердого топлива должна начинаться с летних месяцев.
– Перевозка угля для коммунально-бытовых нужд (больницы, школы, детские сады и т. д.) должна производиться уже с июня. Тогда уменьшится спрос на уголь и есть возможность избежать подобных ситуаций. Зачастую население начинает закуп угля только при наступлении холодов и все сразу. Хотя компанией ежегодно направляются в адреса отправителей и получателей угля местных исполнительных органов обращения о соблюдении равномерности погрузки, переориентации погрузки угля с осенне-зимнего периода на летние месяцы, – сказали в компании.
На днях руководство АО «НК «ҚТЖ» провело очередное выездное совещание с представителями крупнейших угольных разрезов.
"На встрече обсуждалось инфраструктурное развитие погрузочных станций Шубарколь и Кызылжар, а также обеспечение необходимым подвижным составом под погрузку угля и рациональное использование полувагонов.На магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» достаточно подвижного состава для обеспечения потребности угольных разрезов в полном объеме. 35 тысяч полувагонов различных форм собственности привлечены для перевозки твердого топлива. Дочерняя организация АО «НК «ҚТЖ» – АО «Қазтеміртранс» предоставило свыше 13 тысяч единиц, что составляет 66% имеющегося парка. В ходе совещания отправителям груза рекомендовано уменьшить время простоя полувагонов под грузовыми операциями и их оборот. За 9 месяцев т. г. перевезено казахстанским потребителям свыше 53 млн тонн угля. Этот показатель выше уровня аналогичного периода прошлого года на 2%.
По итогам совещания даны поручения ответственным структурным подразделениям по рассмотрению перспектив строительства подъездных железнодорожных путей к добывающим предприятиям», – говорится на официальном сайте компании.
Но все-таки почему в Казахстане в преддверии отопительного сезона уголь постоянно дорожает? И кто непосредственно накручивает цены? На недавно проведенном пресс-туре заместитель гендиректора компании «ҚТЖ-Грузовые перевозки» Канат Кобесов указал на посредников.
– Тарифы в текущий период мы не поднимали абсолютно, до конца этого года также увеличения не будет. В составляющей тарифа при перевозке угля доля ҚТЖ – 8 процентов. 10-12 процентов – это так называемая «стоимость сервиса вагонной компании». Остальные 80 процентов – косвенные доходы угольных компаний и трейдеров, связанных с ними. То есть 80 процентов приходится на продавцов. Наша функция заканчивается именно на ж\д тупике. С него уголь развозится на другие склады в пригородах, там уже частные трейдеры. Мы не имеем право вмешиваться в торг между трейдерами и населением, мы отвечаем только за вагоны и перевозку угля. И мы 100-процентно выполняем свои обязанности, – сказал он.
Потребители обвиняют посредников…
В Северо-Казахстанской области с конца сентября отмечается ажиотажный спрос на уголь. Жители региона, которые закупили топливо еще летом, утверждают, что приобрели его по более дешевой цене. Жительница села Бескол Кызылжарского района Алма Бримжанова говорит, что топливом запаслись еще в августе, потому что знали, что в сентябре-октябре придется давиться в очереди.
– Нам на зиму нужно 5-6 тонн угля. Покупаем каражаринский. Он дороже других сортов, зато хороший. Покупаем обычно летом, потому что осенью начинают закупать уголь и предприятия, и население, поэтому всегда образуются очереди, – рассказала собеседница.
Действительно, с начала отопительного сезона в конце сентября к угольным складам в Петропавловске выстроились длинные очереди. Самые востребованные сорта – «Каражаринский» и «Шубаркульский» разбирали с ходу. Житель села Петерфельд Александр Эккель, который занимается доставкой угля односельчанам на своем грузовичке, говорит, что о поступлении угля на склад узнает по телефону, чтобы не ехать в город и не жечь попросту топливо и нервы.
– Сейчас вот «Майкубинский сортовой» заказали, а он закончился. Обещают подвезти скоро. И в прошлом году такая же ситуация была. Люди просто не берут уголь вовремя. Его в августе было валом, а сейчас начинают массово закупать, из районов приезжают, вот и ажиотаж. Люди сами страдают от своей глупости, – считает Александр.
На угольных складах, которые вот уже месяц осаждают североказахстанцы, во всем обвиняют поставщиков-посредников.
А по словам руководителя Управления энергетики и ЖКХ СКО Бахыта Ильясова, нынешние продажи твердого топлива по сравнению с летом выросли с 50 до 250 тонн в сутки. По данным ведомства, в настоящее время население закупило 365 тыс. тонн угля при потребности 393 тыс. Местные власти отчитываются, что после заключения в прошлом году меморандума цены на уголь не повышались. Но, если летом люди покупали популярный каражаринский уголь по 14 500 тенге за тонну, то сегодня его стоимость достигает 17 тысяч. То же самое и с другими сортами.
… и стоят в очередях
В одном из двух основных угледобывающих регионов страны – Павлодарской области – по сравнению с прошлым отопительным сезоном коммунально-бытовой уголь уже подорожал на 9%. На прошлой неделе павлодарские паблики облетели фотографии с разреза ТОО «Майкубен Вест» с простаивающими возле него сотнями большегрузов, которые должны были загрузиться углем, но никак не могли этого сделать по причине его дефицита. Так во всяком случае утверждал автор видео и фото. Чиновники очень быстро нашлись, что на это ответить. Просто сослались на… погоду. Мол, именно в тот день с утра и до вечера шел мокрый снег с дождем, в результате чего поверхность карьера превратилась в вязкую массу, проехать по которой машинам было достаточно проблематично. Но уголь все равно отгружали, просто очень медленно – не 130 машин в сутки, как обычно, а вполовину меньше. Но, как только погода улучшилась, все пошло по накатанной, заявил первый заместитель акима Павлодарской области Олег Крук, заверив, что никакого дефицита угля в регионе нет.
Вот только те, кто этим углем пользуется, говорят обратное.
– Я до сих пор не могу купить уголь. Спасают прошлогодние остатки, но они уже на исходе. Хорошо, что хоть погода балует и на улице пока солнечно и ясно, – рассказывает павлодарка Зульфия Орынбасарова. – В акимате распространили списки продаж угля. Но то, что там предлагают, иначе, как «угольной пылью», и не назовешь. А продают ее по цене угля сортового. К ценам не подступишься. Еще и за доставку просят от 10 тысяч тенге и выше, в зависимости от расстояния. И это по городу. А родственникам в деревне вообще приходится за одну только доставку 20 тысяч выкладывать!
По официальным данным, опубликованным на сайте павлодарского акимата, цена на самый распространенный среди потребителей уголь марки «Майкубен» в Павлодаре составляет 9 500 тенге за потребительский сорт и 11 500 – за сортовой. Агентство по защите и развитию конкуренции приводит уже другие цифры. По их данным, отпускная цена на коммунально-бытовой уголь той же марки «Майкубен» с железнодорожных тупиков в Павлодарской области составляет 10 200-12 000 тенге.
– Мы с третьей попытки смогли купить только две тонны Майкубенского угля по 12 500 тенге. Первый раз поехали, очереди огромные, угля нет. Сказали, из-за непогоды возникли проблемы с доставкой топлива на самом разрезе. Во второй раз по предварительной договоренности приехали. И снова уехали ни с чем, поставщик объяснил это тем, что всю партию угля оптом продал. В третий раз уже сын договаривался через кого-то. И смог только две тонны взять, – рассказала другая павлодарка Галия Тойганова.
А теперь самое интересное: отпускная цена на уголь с разреза, как рассказал генеральный директор ТОО «Майкубен-Вест» Нурлан Ахметбаев, составляет всего 7 500 тенге за тонну. Экибастузский уголь, не пользующийся особой популярностью у павлодарцев ввиду своей большой зольности, и того меньше – 2 783 тенге, если покупать его непосредственно на разрезе «Богатырь». А на железнодорожных тупиках его продают по 7 200 тенге, если верить павлодарским чиновникам. Представляете, какая накрутка! Не удивительно, что коммунально-бытовое топливо скупают оптовики еще до того, как оно прибудет на железнодорожный тупик. А рядовым потребителям достается уже либо «угольная пыль», либо уголь с немалой накруткой.
Перекупщики «бодяжат»
В главном угольном крае страны – Карагандинской области – тонна угля «Кузнецкий» на ж/д тупиках стоит 11 500 тенге за тонну, шубаркольский – 14 400 тенге. Марка «орешек сортовой» (считается самой качественной) обойдется в 16 тысяч тенге. Заместитель руководителя Управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области Кайрат Шорманбаев говорит, что средняя цена на уголь по области осталась практически на уровне прошлого года и составляет 12 тысяч 764 тенге за тонну.
– А средняя цена на востребованный шубаркольский уголь в регионе – 14 400 тенге за тонну. Непосредственно в Караганде данный сорт реализуется даже по 11 500 тенге. Эта информация проверенная, достоверная. Он реализуется на железнодорожном тупике станции Майкудук и в районе хлебо-макаронного комбината. Эти цены установлены предприятиями, добывающими уголь, с учетом всех затрат. На всех угледобывающих предприятиях открыты площадки самовывоза непосредственно с разрезов, независимо от того – юридическое лицо намерено закупить уголь или физическое, – говорит Кайрат Шорманбаев. – Предприятиями-поставщиками в этом году к предстоящей зиме на коммунально-бытовые нужды в целом и населению планируется отгрузить 5,2 миллиона тонн угля с ростом на 8 процентов. В 2020 году было отгружено 4,8 миллиона тонн. Также торговля для населения осуществляется на 34 основных точках реализации, в том числе на 24 железнодорожных тупиках и 10 складах, где имеется постоянный запас угля.
Как нам удалось выяснить, в Карагандинской области, в отличие от Павлодарской, маржа от фирм-посредников не такая большая – всего на 500-700 тенге больше за тонну, чем на ж/д тупиках. Казалось бы, зачем потребителю отстаивать очереди среди большегрузов (к тому же не у каждого жителя частного дома есть подходящее авто), если проще позвонить многочисленным поставщикам, которые довезут уголь до вашего дома – и с небольшой, по сути, надбавкой. Но не все так просто… Это на точках сбыта уголь лежит, словно на витрине, переливаясь всеми красками насыщенного черного цвета. До того, как попасть к вам домой, определенное количество времени топливо находится в руках местных перекупщиков. И зачастую к конечному пункту назначения оно приезжает изрядно побуревшим.
Покупать уголь у посредников, как говорят жители частного сектора, рискованно, поскольку многие из них в погоне за прибылью «бодяжат» уголь с низкосортным топливом и даже с обычными камнями. В социальных сетях стало печальной традицией видеть фотографии угля с камнями, песком и читать о негодовании граждан по поводу мошенничества перекупщиков.
– Мы купили 10 тонн «орешка» и только с первой тонны извлекли четыре ведра камней! И это было не единственное наше разочарование. «Орешек» был смешан с самым дешевым углем, который практически не горит и оставляет много золы, – возмущается Сауле Оразбекова, жительница частного сектора Караганды.
А население требует от государства принять меры!
На юге – в Жамбылской области – также произошел скандал с углем. И что интересно, корень проблемы заключался не в самом твердом топливе, как таковом, а в неправильных расчетах с топливом жидким. Областное Управление энергетики и ЖКХ еще перед отопительным сезоном сообщало, что более трех тыс. объектов готово к зиме. В результате газификации 45 населенных пунктов для жителей региона было необходимо 188 тыс. тонн угля, что на 58,7 тыс. тонн меньше по сравнению с прошлым годом.
Однако тут расчеты чиновников оказались не совсем верными. Выяснилось, что, несмотря на проведенный газ, часть жителей не может к нему подключиться ввиду дороговизны услуг, которые предоставляют подрядные организации. Так что в данных селах уголь все-таки нужен.
И вот здесь проблема, так сказать, «отложенного спроса» обозначилась вдвойне острее. Жители Мойынкумского района забили тревогу – на дворе уже октябрь, не за горами зима, а уголь закупить невозможно! При этом выяснилось, что уголь исправно доставляется в Тараз и на станцию Шу перевозчиком – НК «Қазақстан темір жолы» – в том объеме, который заказывают компании. Но дальше, при разгрузке, настал черед господ перекупщиков.
– На прошлой неделе я просто-напросто не смог закупить уголь, хотя мне заказали уже 15 тонн, – говорит перевозчик Кырыкбай. – Я на своей машине должен доставить товар из Шу в Мойынкум, но уголь в основном раскупают посредники, которые потом фасуют его в мешки и развозят на базы по городу.
Как оказалось, в первую очередь уголь забирают заказчики – предприятия коммунальной сферы и бюджетные организации. Но тут же много фирм-перекупщиков и частных лиц, которые вывозят уголь в немалых количествах. Цена твердого топлива на станции составляет около 20 000 тенге за тонну, а у перекупщиков на базе его цена возрастает уже до 25 000 тенге. При этом в Шу и Таразе на точках уголь есть у мелких поставщиков в достаточном количестве. И уходит он мешками (так продавать еще выгоднее) не только для отопления частных домов и бань, но и в кафе и рестораны, которые используют уголь вместо саксаула.
В общем ответ на вопрос «кто виноват?» у нас есть. А что с «что делать?». Слово народу, то есть потребителю. Жительница Тараза Мария Бестерекова считает, что в первую очередь нужно обеспечивать твердым топливом не только бюджетные организации, школы и больницы, но и частный сектор.
– Провести газ в частный сектор пока еще дорого, не все владельцы домов могут себе это позволить. Но уголь дорожает из года в год. Недавно его продавали по 12,5 тысячи тенге за тонну, а в прошлом году он стоил уже 20 тысяч. В этом году – 25 тысяч тенге! При этом цена на газ осталась прежней! – отмечает женщина.
По ее мнению, государству необходимо создать единого оператора, который бы занимался поставками угля так же, как и природного газа. А тарифы на уголь должны регулировать на государственном уровне антимонопольные службы.
– И если кто-то поднимает цены, то ведомства должно сразу проводить расследование и реагировать, – предлагает Бестерекова. – А все бюджетные организации давно пора перевести на газ, чтобы снизить напряженность вокруг закупок угля.
Впрочем в областном Управлении жилищно-коммунального хозяйства и автомобильных дорог заявляют, что соответствующая работа ведется. В данное время акимат прилагает усилия для перевода на газ 156 социальных объектов. В общем объемы закупаемого угля будут снижаться.
Но это в будущем. Пока же проблемы дефицита угля никуда не делись, и ЛИТЕР будет продолжать освещать эту социальную проблему.
Авторы : Талгат ИСЕНОВ, Нур-Султан; Зауре ЖУМАЛИЕВА, Петропавловск; Ирина ВОЛКОВА, Павлодар; Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда; Шухрат ХАШИМОВ, Тараз