Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 520.93  609.07  6.68

Ушли уже 164 работника: аманатовцы призвали спасти единственный отечественный авиацентр

Центр по ремонту самолетов остался без заказов и поддержки.

01.07.2025, 17:35
Ушли уже 164 работника: аманатовцы призвали спасти единственный отечественный авиацентр
Фото: пресс-служба партии AMANAT

Предприятие стратегического значения, от которого зависит техническая готовность военной авиации, рискует закрыться навсегда. ТОО “Казахстанская авиационная индустрия” – единственный в стране авиационно-технический центр, с февраля 2024 года находится в глубоком кризисе. Более 85 процентов сотрудников переведены в режим простоя, не получают заработную плату, с предприятия уходят специалисты, прошедшие подготовку за рубежом. Счета и имущество в аресте, а производство заморожено. Все шесть самолетов, находящиеся в ангарах, стоят без движения уже пятый год, передает Liter.kz.

При этом даже в условиях постоянной финансовой блокировки и отсутствия новых государственных заказов завод выполнял важнейшие задачи: в 2024 году были возвращены в строй 6 самолетов; авиационные двигатели отремонтированы и переданы в Министерство обороны. Благодаря последним удалось обеспечить участие казахстанской авиации в саммите ШОС. Кроме того, был организован возврат оборудования и техники из-за рубежа и т.д. Но дальнейшее существование завода находится под вопросом: в условиях неопределенности он теряет и компетенции, и инфраструктуру, и кадры.

По многочисленным обращениям работников и профессионального сообщества, 1 июля на предприятие прибыли депутаты Мажилиса, члены фракции партии AMANAT Павел Казанцев, Дюсенбай Турганов, Самат Нуртаза, Татьяна Савельева, Марат Башимов, Снежанна Имашева и Даулет Турлыханов, а также мажилисмен Даулет Мукаев. Парламентарии провели встречу с коллективом, ознакомились с производственными мощностями и лично выслушали специалистов. Предприятие оказалось в той ситуации, когда у него есть все: специалисты, ангары, сертифицированное оборудование, инфраструктура. Не хватает лишь самого главного – организованной поддержки государства и внятного решения по судьбе предприятия. Именно эту проблему депутаты и намерены поднять на уровне профильных ведомств.

“Глава государства четко говорил: нужно усиливать производственные мощности, развивать малую авиацию, поддерживать отечественные предприятия. Здесь есть все, чтобы выполнять эти задачи. Но сегодня завод не работает не потому, что не умеет, а потому, что его поставили в тупик. Отсутствие заказов, аресты, споры за землю, долги, которые не дали закрыть вовремя – это не экономика, это отсутствие элементарной организованности. Мы не позволим, чтобы предприятие, которое способно поднимать в небо казахстанскую технику и укреплять обороноспособность нашей страны, исчезло из-за ведомственных недоработок. Мы уже поднимали эту проблему в Парламенте, и теперь будем добиваться четких решений – с обязательствами и сроками”, – подчеркнул депутат Мажилиса, заместитель руководителя фракции партии AMANAT Павел Казанцев.

В свою очередь генеральный директор ТОО “Казахстанская авиационная индустрия” Кайрат Жауханов отметил, что завод может выполнять до десяти капитальных ремонтов в год, и уже доказал это на практике. Но без расчетов по уже выполненным заказам, без поступления новых контрактов и при постоянной блокировке счетов, даже самая современная инфраструктура превращается в пустые ангары.

“Мы не просим льгот. Мы просим право работать. Здесь, на этом заводе, собраны кадры, которых десятилетиями готовила страна. Здесь есть все – оборудование, компетенции, производственные цепочки. Мы уже потеряли более сотни специалистов. Если ничего не изменить – потеряем и завод. А вместе с ним – и то, что может стать основой казахстанской авиапромышленности”, – заявил он.

В частности, из 164 работников, покинувших предприятие с января 2024 года по сегодняшний день, 76 – это высококвалифицированный производственный персонал, в том числе прошедший подготовку в зарубежных авиакомпаниях. При этом завод продолжает выполнять важнейшие задачи. Министерству обороны в 2024 году было передано 13 авиационных двигателей. Один самолет возвращен в прошлом году после ремонта из Польши. Второй самолет остается за рубежом после ремонта – предприятие не может оплатить его возврат. На территории завода находится имущество четырех Су-25, доставленных из Грузии, которые не могут быть введены в строй из-за того, что ТОО не имеет средств на уплату таможенных пошлин. Пять лет эти машины не летают.

Критическая ситуация усугубляется земельным спором с Национальной гвардией. Ранее воинская часть 3656 арендовала у ТОО “КАИ” помещения и инфраструктуру. После окончания срока аренды она продолжила пользоваться рулежной дорожкой и частью перрона без правоустанавливающих документов. Суд встал на сторону воинской части. Более того, в мае 2025 года акимат Астаны принял решение об изъятии 1,6 га территории завода для нужд Национальной гвардии. Это решение оспаривается.

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании поставил задачу развивать авиацию и создавать региональные аэрохабы. В 2024 году в Кызылорде был открыт новый терминал. В Аркалыке реализуется проект по восстановлению аэропорта. Но парадокс в том, что без завода, который способен поддерживать эту технику в исправном состоянии, сама идея авиационного суверенитета останется только на бумаге.

Развитие авиационной логистики, поддержка отечественных производителей, обеспечение технологического суверенитета – это стратегические цели, закрепленные в предвыборной программе партии AMANAT. И сегодня, когда речь идет не о планах, а о реальной угрозе, партия действует. Парламентарии работают над поиском источников финансирования, обсуждают механизм государственных заказов и защиты производственной базы. Данная проблема станет поводом для депутатских запросов, а также проведения тематических обсуждений на площадке партии AMANAT с привлечением всех заинтересованных сторон.

Новости партнеров
×