Усиление систем сдержек и противовесов – юрист о создании Конституционного суда в РК
Суд будет обладать большой компетенцией.
Понятие “Конституционный суд” для Казахстана не новое. Он действовал в нашей стране на заре Независимости – с 1992 по 1995 годы. Почему спустя более четверти века решили возродить орган конституционного контроля, корреспондент Liter.kz узнала у эксперта проектного офиса “Астана адалдық алаңы”, кандидата юридических наук Аяна Турекулова.
Согласно данным казахстанской энциклопедии в 1989 году была произведена первая попытка создания института конституционного надзора в Казахстане. Тогда были внесены изменения и дополнения в Конституцию Казахской ССР 1978 года, которые предусматривали образование Комитета конституционного надзора. Правда, создан он так и не был. Орган конституционного надзора появился лишь после приобретения государством суверенитета.
16 декабря 1991 года конституционным законом Республики «О Государственной независимости Республики Казахстан» высшим органом судебной защиты Конституции устанавливался Конституционный Суд Республики Казахстан. Действовать суд начал лишь в 1992 году, когда были приняты законы «О Конституционном Суде Республики Казахстан» и «О конституционном судопроизводстве», и избраны председатель и десять судей Конституционного Суда, – вспоминает Аян Турекулов.
По словам эксперта, одним из заметных решений суда стало решение по индивидуальной жалобе о неравномерной нарезке избирательных округов признать незаконными состоявшиеся выборы в парламент, что привело к роспуску Верховного Совета.
30 августа 1995 года в соответствии с принятой новой Конституцией в стране был учрежден новый орган конституционного надзора – Конституционный Совет. В связи с этим в конце 1995 года Конституционный суд прекратил существование. Первым и единственным председателем Конституционного Суда являлся академик национальной академии наук Мурат Тажи-Муратович Баймаханов.
Озвученные Главой государства политические реформы, безусловно, затрагивают и судебную систему республики в связи с предстоящей «реинкарнацией» Конституционного суда. Сейчас трудно представить себе демократическое государство, в котором бы отсутствовал контроль за конституционностью нормативных актов, а также определенные законом процедуры разрешения конституционных конфликтов, – говорит Аян Турекулов.
Как отмечает спикер, послание Касым-Жомарта Токаева отражает тектонические сдвиги политической трансформации и нацелено на формирование честных правил игры. При этом юрист подчеркивает, что помимо озвученных президентом инициатив по наделению Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд, основными полномочиями Конституционного суда должны быть:
1. Комбинированный конституционный контроль: предварительный он же превентивный (например, контроль за конституционностью законов осуществляемый на стадии их принятия в законодательном органе) и последующий или текущий (проверка принятых законов или актов органов власти на предмет соответствия Конституции, в том числе их применение в судебных решениях);
2. Недопущение конституционного кризиса, выражаемого в острой форме противоречий, сложившихся в конституционной политической системе, создающего угрозу самому ее существованию.
Резюмируя, Турекулов отмечает, что с утверждением Конституционного суда в стране произойдет реальное усиление систем сдержек и противовесов.