Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 488.11  530.09  5.01

В Семее намерены возродить речное судоходство

02.08.2022, 12:43
В Семее намерены возродить речное судоходство
Фото: kazlogistics.kz

В Семипалатинске намерены возродить речное судоходство, пока только для перевозки пассажиров, но в перспективе возможно и восстановление грузоперевозок по трансграничной водной артерии страны, передает Liter.kz.

Об этом заявили местные власти при посещении инфраструктурных объектов: бывшего речного вокзала и действующего судоремонтного завода. По словам акима области Абай Нурлана Уранхаева, в регионе есть все необходимое, чтобы запустить по Иртышу легкие пассажирские суда, типа водных автобусов, современных версий курсировавших в советское время «Ракет». Хотя здание речного вокзала разрушено, хорошо сохранился пирс для причаливания судов – капитальное монументальное строение из бетона в акватории Иртыша с удобным расположением в черте города. А также пристань с подъездными дорогами и территорией для парковок автотранспорта. Но главный фактор – появились инвесторы, готовые вкладывать в речной бизнес значительные средства.

Люди старшего и среднего поколения помнят, как можно было за пять советских рублей за три часа с комфортом доехать по водной глади до соседних Усть-Каменогорска и Павлодара, обозревая по пути прекрасные прибрежные ландшафты.

Активно пользовались «Ракетами» и жители сельских населенных пунктов, во множестве расположенных вверх и вниз по течению Иртыша.

О неиспользуемом потенциале большого судоходства по реке Иртыш для крупных грузоперевозок рассказал Аскат Дюсембаев, профессор Региональной академии менеджмента, экономист-международник.

Речной транспорт – это самый дешевый, экономичный вид транспорта. Иртыш – крупная водная артерия в Казахстане, левый приток Оби, протяженностью 4 248 километров, протекающая по территории трех государств – Китая, Казахстана и России. Из них используется в судоходстве 3 784 километра с выходом в Северный Ледовитый океан по реке Обь. До впадения в озеро Зайсан Иртыш называется Черным Иртышем. Соседние государства всегда были заинтересованы в открытии судоходства по реке для развития экономических связей. Иртыш рассматривается Россией как инструмент для широкого экономического проникновения в Китай с целью расширения рынков сбыта продукции, то есть доступа к самому емкому в мире рынку, а Китай рассчитывает получить доступ к быстрорастущему рынку Казахстана и РФ, – считает эксперт.

Специалист также сообщил, что в бассейне реки Иртыш в РФ проживает около 5,4 млн, а в Казахстане 2,1 млн человек. На этой реке находятся крупные промышленные города Казахстана: Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар и России: Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск.

Грамотное использование реки Иртыш вызовет бурное развитие экономики Семея, Усть-Каменогорска, Павлодара и озера Зайсан, создаст десятки тысяч рабочих мест и ежегодно принесет несколько миллиардов долларов дохода, – делает прогноз экономист.

Он приводит аналогичные примеры из мировой практики раскрытия экономического потенциала при использовании транзитных городов. Так, в городах Сянган (Гонконг) и Чикаго (США), являющихся крупными транспортными узлами, основным двигателем экономики является внешняя торговля (реэкспортные валютно-финансовые операции). Город Чикаго расположен на берегу озера Мичиган для выхода в Атлантический океан используется река Святого Лаврентия. Чикаго (9 млн населения) – второй по экономическому значению город США, расположен в континентальной Америке, от океана на расстоянии около тысячи километров. Однако благодаря реке, Чикаго стал одним из крупнейших морских транспортных портов США.

Из истории судоходства

Судоходство в Семее имеет богатую и давнюю историю – первый пароход прибыл в Семипалатинск в 1862 году. В 1899 году в городе, который насчитывал 27 тысяч жителей, было семь пароходных контор, в том числе представители самых крупных по тем временам транспортно-торговых фирм.

В 1911 году по Иртышу ходили 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском.

Это пароходство обслуживало восемь пассажирских линий, в том числе Тюмень – Павлодар – Семипалатинск, Тюмень – Омск, Омск – Семипалатинск и другие.

Расцвет судоходство на Верхнем Иртыше пережило уже в советское время.

Решением Совета народных комиссаров СССР с 1 января 1933 года образовано Верхне-Иртышское управление речного пароходства с центром в Семипалатинске.

Деятельность пароходства способствовала успешному выполнению государственных заказов по перевозкам грузов и выпуску промышленной продукции. Именно в это время в Семипалатинске начато строительство крупнейшего мясокомбината, аналога Чикагского мясокомбината США. Оборудование поставлялось из Чикаго по Атлантическому океану до Ленинграда, оттуда по Ледовитому океану, затем шло по Карскому морю и потом по рекам Обь и Иртыш доставлялось в Семипалатинск.

Как самый дешевый вид транспорта речной флот давал наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

В Семипалатинске и Павлодаре в 1930-х годах строились судоремонтные заводы. В числе первых построенных заводами судов были два пассажирских парохода “Академик Мичурин” и “Циолковский”.

В 1950-е годы пароходству довелось активно участвовать в широко развернувшихся строительных работах. В частности, на реке Иртыш началось строительство Усть-Каменогорской и Бухтарминской ГЭС. Строительство ГЭС внесло коренное изменение в развитие Прииртышского края. Восточно-Казахстанская область стала центром цветной металлургии СССР. Позднее, в 1988 году, на Шульбинской ГЭС запущен первый гидроэлектроагрегат. Оборудование, гидроагрегаты, турбины доставлялись пароходами из Ленинграда через Ледовитый океан, Карское море, по реке Иртыш.

Айман ШАРИПХАНОВА

Новости партнеров
×