Вместо сельсовета – Кенесы: как изменится политическое управление в регионах РК

Смогут ли жители сел, поселков и городов районного значения участвовать в жизни своего округа?

Маржан Бакиева

В Казахстане обсуждают проект закона о местном самоуправлении. Его цель – дать возможность жителям сел и поселков реально участвовать в делах своего населенного пункта. Органы местного самоуправления получат название Кенес (Совет). Эксперты изучили законопроект и рассказали Liter.kz о его сильных и слабых сторонах.

По мнению разработчиков, граждане Казахстана получат возможность вносить предложения, определять приоритетные задачи для местного сообщества, контролировать выполнение задач, выбирать членов Кенеса.

Заместитель директора НИИ права университета Туран, главный научный сотрудник Института законодательства РК Лейла Жанузакова отметила, что в настоящий момент действует закон о местном государственном управлении и местном самоуправлении. Действующий закон охватывает все уровни территориального деления.

Если будет принят закон о местном самоуправлении, то значит, надо менять действующий документ. Пока не ясно, какой статус будет у маслихатов. По Конституции РК маслихаты являются органами местного самоуправления. Если отнять у них местное самоуправление, то кем станут маслихаты? Органами госуправления? Важно проработать закон таким образом, чтобы не было противоречий, – считает Лейла Жанузакова.

Эксперт отметила также противоречие между тем, кто акимов выбирает и кто имеет право снять их с должности.

Казахстанцы могут избирать акимов сельских округов, с 2024 года выборность распространится и на глав районов. Но права отозвать акимов у населения нет. Снятие с должности происходит только по приказу сверху. Можно ли в таком случае говорить, что в Казахстане работает местное самоуправление? – усомнилась собеседница.

Директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев проанализировал проект закона и выделил его сильные стороны. Среди них – непосредственное участие граждан в решении вопросов местного значения и осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления. А также разграничение функций и полномочий местного государственного управления и местного самоуправления.

Слабых сторон больше. По его мнению, ограничены формы участия граждан в местном самоуправлении преимущественно участием в выборах соответствующих акимов и членов кенесов. В то же время в законопроекте отсутствует порядок инициирования и реализации гражданами социально значимых проектов в рамках бюджета народного участия, предусмотренного в Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года.

Аналитик усмотрел противоречие рассматриваемого законопроекта Конституционному закону РК "О выборах в Республике Казахстан" от 28.09.1995 г. и Концепции развития местного самоуправления до 2025 года в части формирования кенесов.

В законопроекте предусмотрено избрание членов кенесов на сходах местных сообществ сроком на четыре года, что исключает участие всех жителей сельских населенных пунктов (СНП) и городов районного значения, обладающих избирательным правом, в этом процессе. Вместе с тем в Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года установлено, что "члены Кенеса будут избираться гражданами напрямую, сроком на пять лет", – отметил Андрей Чеботарев.

Как отметил глава центра, в законопроекте отсутствует процедура отзыва членов кенесов по инициативе избирателей.

Тем не менее будущий закон несет массу возможностей. Так, ожидается формирование в краткосрочной перспективе качественно новой системы местного самоуправления с выборными представительными и исполнительными органами и собственным бюджетом в городах районного значения, поселках, селах и сельских округах. При этом заинтересованные граждане получат расширенные возможности по участию в управлении делами местного значения.

При этом законопроект таит в себе и угрозы, считает Чеботарев. Есть риск сохранения "гибридного" формата системы местного самоуправления с участием как органов непосредственно местного самоуправления, так и органов государственного управления в городских и сельских населенных пунктах. В свою очередь, это обстоятельство способствует формализации принципа разграничения функций и полномочий между ними и, как следствие, может критически влиять на дальнейшее развитие местного самоуправления.

Есть также риски проявления в СНП и городах районного значения возможных конфликтов и иных критических моментов в отношениях между выборными акимами и кенесами.

Несмотря на наличие в проекте закона отдельных положительных моментов, его принятие в предлагаемой редакции чревато отмеченными выше негативными последствиями для реформирования и дальнейшего развития местного самоуправления. Необходимо серьезно доработать рассматриваемый законопроект, чтобы устранить недостатки и расширить возможности для граждан и формируемых ими структур по осуществлению и развитию местного самоуправления, – говорит глава центра.

Депутат Мажилиса Парламента РК VIII созыва Екатерина Смышляева в своем аккаунте в Facebook отметила, что законопроект вызвал повышенный интерес у казахстанцев и поступило множество вопросов.

Действительно, имеется много спорных предложений. Были даже инициативы вернуть проект на доработку. На мой взгляд, разработчик свое слово сказал, теперь дело за Мажилисом. Проект закона о местном самоуправлении не должен писаться в кабинетах. Именно Парламент сегодня может обеспечить публичность обсуждения, привлечь экспертов, вынести дискуссию на различные отраслевые площадки и в регион, – высказалась Смышляева.

Депутат призвала коллег из регионов внести предложения, так как закон будет определять развитие регионов на ближайшие годы.

Новости партнеров