Выборы сельских акимов – барометр для корректировки курса
В Нур-Султане 24 июня проходит заседание Центризбиркома РК по вопросам организации и проведения прямых выборов акимов сельских уровней, а вчера Президент Касым-Жомарт Токаев провел совещание по вопросам выборов сельских акимов. Тема эта горячая и власть придает ей большое значение.
Как известно, в ходе процесса эволюции законодательства и обеспечения избирательных прав граждан 25 мая Глава государства подписал поправки к законодательству о выборах. Они предусматривают введение прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, а также включение графы «Против всех» в избирательные бюллетени всех уровней.
Ранее о необходимости внедрения прямых выборов сельских акимов президент Казахстана сказал в своем Послании народу от 1 сентября 2020 года. Сейчас они избираются косвенным методом: выборщиками являются депутаты местных маслихатов. В выборах смогут участвовать кандидаты, выдвинутые политическими партиями, и самовыдвиженцы.
Также регламентированы требования к кандидатам в акимы. Это должны быть граждане Казахстана не моложе 25 лет, соответствующие квалификациям занимаемой должности.
Как отметил 25 февраля в ходе пятого заседания НСОД Касым-Жомарт Токаев, выборы пройдут примерно с августа по декабрь текущего года.
«Это событие станет значимым в общественно-политической жизни страны», - сказал Президент.
Таким образом, воплотилось в жизнь осознание необходимости вовлечения большего числа граждан страны в общественно-политическую жизнь, чтобы люди чувствовали свою причастность к тому, что происходит вокруг. То есть власть поняла, что этой самой жизни не хватает не столько институтов, сколько человеческого измерения.
К тому же за то, чтобы местные органы власти формировались на основе общего голосования населения, выступает общественность, что подтверждают социологические опросы. Чуть более 40% населения Казахстана на сегодня проживает в сельской местности, и выборы акимов, как заявляют власти, проводятся, прежде всего, в интересах жителей сельских населенных пунктов.
Однако выборы пройдут в спокойном режиме, не торопясь. После выборов сельских акимов высказано предложение перейти к выборам районных акимов в 2024 году. Также непонятно, сколько же всего акимов в этом году изберут. Всего за период 2021-2025 годов. планируется выбрать 2 345 акимов. Сначала говорили, что в 2021 году планируется выбрать 836 акимов. Вчера Глава государства сказал, что в первую очередь будут проведены выборы 729 сельских акимов, а до конца года предстоит избрать еще 46 руководителей местных органов власти, то есть всего 775 человек. При этом, как сказал Президент, «в этом году будут завершены полномочия 786 сельских акимов».
Кроме того, в связи с изменениями в закон об административно-территориальном устройстве, ряд городов должны стать селами, а некоторые разросшиеся села могут стать городами, то есть общая цифра будет меняться. Но не суть важна - ЦИК разберется. Главное, чтобы прямые выборы сельских акимов, изменили жизнь местных жителей к лучшему и были активно поддержаны населением.
Аргументы в пользу прямых выборов просты и бесхитростны. Важный плюс для акима, выбранного по-новому, это независимость от депутатов маслихатов и уверенность в том, что есть поддержка населения, тебя люди знают, доверяют. Соответственно, человек теоретически должен эту поддержку отработать лучше. В результате повысится оперативность реагирования сельских акимов к потребностям и проблемам населения, что логично укладывается в концепцию «Слышащего государства». Прямые выборы, проще говоря, это больше демократии, больше голосов местного сообщества, живущего на реальной почве.
Сельчан в настоящее время больше волнуют повседневные проблемы социально-экономического характера. Это рост цен, безработица и нехватка рабочих мест, низкий уровень доходов работающего населения, обеспеченность социально-бытовыми, медицинскими, образовательными услугами и так далее. И политические партии Казахстана реагируют на эти запросы по-разному, готовясь к предстоящим прямым выборам.
Многое, конечно, зависит от наличия организационных, кадровых и финансовых ресурсов, информационной поддержки. Например, партия Nur Otan провела большую работу еще в прошлом году. Как отмечают в ее партийном аппарате, после посещения всех регионов, в том числе и отдаленных сел, были изучены все злободневные проблемы на местах. В результате партия разработала 216 региональных программ по всем областям, городам и районам. Эти программы подкреплены бюджетом. Определены сроки исполнения. То есть в селах будут решаться проблемы с водой, дорогами, охват социальными услугами, обеспечение жильем, занятостью населения и так далее.
Голоса других партий пока громче слышны в городах, а не в селах. Хотя после объявления конкретных электоральных сроков ситуация может измениться. Допустим, сильнее активизируется «профильная» партия «Ауыл». Непонятно, как поведет себя оппозиция. Допустим, примет ли участие в выборах сельских акимов ОСДП, если от борьбы в предыдущей парламентской кампании она отказалась? Увы, ряд партий на общегосударственном и региональном уровнях существуют в разных реалиях.
Хотя опыт местных выборов в ряде европейских стран, обычно проходящих через полгода-год после парламентских, либо подтверждают мандат победивших политических сил, либо сигнализируют о наметившемся недовольстве избирателей. В таком случае у партий остается время следующих парламентских выборов, чтобы сбалансировать ситуацию. Местные кампании служат своеобразным политическим барометром, позволяющим произвести необходимые корректировки курса - как власти, так и оппозиции. При этом, если нет реальных предвыборных программ, то популистскими лозунгами голоса в сельской местности, где жители гораздо меньше подвержены влиянию новых информационных технологий, не соберешь.
Эдуард Полетаев, политолог