Выход из "ловушки"
После крупных политических реформ, призванных придать устойчивость политической системе, в Казахстане наступило время решительных действий в экономике. Это было четко определено в Послании Президента Касым-Жомарта Токаева "Экономический курс Справедливого Казахстана". При том, что системные проблемы нашей экономики хорошо известны, намечены конкретные пути их решения. Среди многих мер особое внимание нужно уделить поддержке предпринимательства, а именно его кредитованию. В этом уверен депутат, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК, д. э. н. Альберт Рау.
— Чем Вам запомнилось Послание Президента?
— Поскольку Президент анонсировал, что Послание будет посвящено экономической политике, многие, в том числе и я, ожидали его с особыми надеждами. В Посланиях двух последних лет много внимания было уделено реформированию политической системы. Конечно, и в предыдущих Посланиях Главы государства тоже были инициативы, направленные на рост экономики и поддержку предпринимательства. Стоит отметить, что накануне Послания, впервые на заседании фракции AMANAT в Мажилисе был заслушан доклад премьер-министра страны о реализации предыдущих Посланий. Задачи в этот период были связаны со снятием барьеров, "разгребанием завалов", развитием конкуренции. Это включало в себя мораторий на проверку бизнеса, внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательства ("с чистого листа"). В результате доля малого бизнеса возросла до 35%, в два раза увеличилось кредитование весенне-полевых работ, увеличилось субсидирование, принят Закон "О промышленной политике".
Но сейчас речь идет о том, чтобы резко увеличить ежегодный рост ВВП. Ускориться на основе глубокой переработки нашего сырья, использования всех наших конкурентных преимуществ. Считаю, при этом нельзя сбрасывать со счетов то, что было сделано по диверсификации экономики за последние годы. С 2010 по 2023 год мы не стояли на месте. Было немало инвестиций, реализовано более тысячи проектов. Так вот, по итогам 9 месяцев 2022 года в обрабатывающей промышленности 1 466 введенных проектов произвели продукции на 3,7 триллиона тенге. Это 24% от всего объема всей обрабатывающей промышленности. В фармацевтике новые проекты, которые введены за это время, производят 68% продукции. По машинам и оборудованию — 42%, по нефтепереработке — 37%, по металлургическому производству — 28%. Глядя на эти цифры, можно сказать, что мы фактически построили вторую промышленность. Так что не все так плохо, как кажется. Да, есть и простаивающие (около 3%). Но в рыночной экономике, особенно если брать малый бизнес, это нормально. У нас не так много компаний среднего размера, которым 25 лет. Их рост, кстати, Президент определил одной из ключевых задач на ближайшие годы. Но, безусловно, этих достижений мало, потому что не переломлены негативные тенденции.
У нас имеются все возможности для мощного экономического рывка. Для этого мы должны поэтапно, но твердо и решительно перейти на новую экономическую модель, во главе которой стоят не абстрактные достижения, а реальное улучшение жизни граждан — Из Послания Президента РК народу Казахстана
— На Ваш взгляд, какие конкретные меры важны для усиления экономики?
— Экономический рост должен сопровождаться ростом благосостояния населения, этого мы не видим. Почему? Потому что инфляция растет быстрее доходов граждан. При этом рабочие места создаются, малый бизнес развивается. И здесь я цитирую Президента: "Инерционные темпы роста экономики за последние 10 лет привели к тому, что наша страна застряла в "ловушке среднего дохода". Если сейчас не создать прочный фундамент для качественного экономического роста, то стагнация доходов населения не за горами. По расчетам экспертов, для перехода Казахстана в категорию стран с высоким уровнем дохода необходимо обеспечить ежегодный рост на уровне 6%, то есть в 1,5 раза выше текущих темпов".
Эти слова он сказал в апреле этого года на расширенном заседании правительства. Мы понимаем, что у нас нет альтернативы диверсификации на основе глубокой переработки всего нашего сырья. Поэтому Президент уже обозначил проблему, и мы действительно находимся в этой "ловушке". Что такое ловушка? Берем период с 2013 по 2023 год. В это время в тенговом выражении у нас стабильно растет экономика. Было, правда, в 2020 году падение в связи с пандемией коронавируса. Но в целом был постоянный рост. Теперь берем и смотрим, а как это было выражено в долларах, именно в них сравниваются страны. В 2013 году ВВП Казахстана был примерно 237 миллиардов долларов, а в 2022 году — около 230 миллиардов. Вот это и называется "ловушкой". Когда мы всей страной работаем, ВВП растет каждый год, какой то сектор развивался лучше, какой-то хуже. Вперед выходили то горнодобывающая, то перерабатывающая, то строительная сферы, торговля, но общий рост все равно шел. При этом ВВП на душу населения колеблется в пределах 9,5–13 тысяч долларов в зависимости от курса национальной валюты, которая за этот же период девальвировала несколько раз.
— Какой же выход из этой "ловушки"?
— Однозначного ответа нет. В долгосрочной перспективе, как говорят международные эксперты, это рост инвестиций в "человеческий капитал" — образование, здравоохранение, науку. Но все-таки много вопросов возникает именно в сфере макроэкономики. В Послании Президент так и обозначил: "Нам предстоит осуществить перезагрузку макроэкономической политики. Необходимо наладить координацию финансовой, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики".
Поддерживаю мнение отдельных отечественных экспертов: надо исключить или свести к минимуму влияние нефтяных котировок на курс национальной валюты. Простой анализ показывает, что наш несырьевой экспорт и импорт примерно равны. Соответственно, если цена нефти не будет влиять на курс, то тенге будет более стабильным. Пример — кыргызский сум, он менее волатильный. Таким образом, когда укрепляется тенге за счет нефти, мы субсидируем импорт, то есть иностранного производителя, и подавляем отечественного. Здесь, на мой взгляд, Правительству и Нацбанку есть над чем работать. Это как раз то, что Президент определил: надо проявить креатив.
У нас много внутренних резервов. Так, по данным Агентства по статистике, загрузка мощностей действующих предприятий обрабатывающей промышленности составляет немногим более 50%. По некоторым отраслям — менее 30%. Завозим мясо птицы, но свои мощности загружены на 55%. Мощности по растительному маслу — на 35%. Есть анализ по более чем 200 секторам экономики. Например, у нас по молочным продуктам импорт составляет более 30% от общего потребления. В то же время мощности по производству сыров загружены только на треть. Понятно, чтобы их загрузить, во-первых, нужна сырьевая база, второе — финансирование, третье — защита внутреннего рынка. Проблема, когда из других стран под видом сыров завозят сырный продукт. Наши производители сыров негодуют, ведь сыр не может стоить так дешево. Поэтому важна защита внутреннего рынка от недобросовестных производителей. И так надо "расшивать" проблемы по каждому сегменту.
У нас Карагандинский металлургический комбинат ("АрселорМиттал Темиртау") работает в полмощности, ассортимент скудный. В то же время мы миллион тонн металлопродукции завозим из-за рубежа.
Безусловно, рывок в ближайшие годы должны дать те 15 больших проектов, которые Президент обозначил в Послании. Их реализации также должны способствовать меры государственной поддержки, в том числе меры поддержки экспорта. Но, считаю, резервов у нас очень много, в том числе за счет приоритетных закупок товаров и услуг у отечественных производителей, о чем Президент тоже дал поручение.
Следующая критичная проблема — это кредитование экономики. "Крови" в финансовой системе не хватает. Берем весь ВВП, и насколько он обеспечен кредитными ресурсами. Кредиты юридических лиц по отношению к ВВП еще в 2010 году составляли 25%. Сейчас это около 8%, большинство кредитов — потребительские. Как говорится, падать дальше некуда. К примеру, в Грузии этот показатель составляет 28%, в Узбекистане — 32%, в России — 38%, в Китае — более 50%. Поэтому мы, уверен, что и весь отечественный бизнес, особо отметили тезис Президента в Послании о том, что надо стимулировать банки кредитовать реальный сектор экономики. Сейчас все будет направлено на то, чтобы коммерческие банки начали кредитовать бизнес. Не могут и не должны государственные институты, банки развития и фонды заменить нормальную финансово-кредитную финансовую систему. Они могут в каких-то секторах давать длинные кредиты, там где тяжелая окупаемость для бизнеса. В нормальной системе именно банки должны кредитовать предприятия.
Таким образом, взвешенная макроэкономическая политика, увеличение кредитования отечественных предприятий, защита товаропроизводителя, налоговые каникулы на три года для новых предприятий, развитие индустриальной инфраструктуры должны дать совокупный устойчивый рост в ближайший период. Нам всем есть над чем работать.
правительство и Нацбанк должны в реализацию Послания выработать соответствующие меры и механизмы. Уверен, Парламент обеспечит их законодательную реализацию.
Беседовал Темирлан Куспаев, Астана