Путешественник Виталий Шуптар: "Я, с одной стороны, черпаю вдохновение, с другой – получаю опыт"
Наш собеседник подготовил туристический путеводитель по Казахстану.

Известный путешественник и эксперт по бескрайним просторам нашей родины, Виталий Шуптар, посвятил свою жизнь изучению и популяризации уникальных уголков Казахстана. Его работы, включая путеводители и экспедиции, будут настоящим подарком для тех, кто хочет открыть Казахстан с новой стороны. В интервью корреспонденту издания он рассказал о путешествиях, туризме и экологии, а также о том, какие скрытые жемчужины Казахстана стоит посетить каждому путешественнику.
“Душа требовала путешествий”
– Расскажите о своем пути и о том, как Вы обрели свое призвание?
– Путешествовать я любил и хотел с самого раннего детства. На протяжении всех школьных лет больше всего интересовался историей и географией. Но странным образом после школы поступил на юридический, пусть и с неким “географическим намеком”, на специальность “международное право”, Тем не менее юриспруденцией прозанимался недолго, душа требовала путешествий. Так и получилось, что в 2004 году мы с друзьями создали Историко-географическое общество “Авалон’, в рамках которого значительная часть моей жизни сейчас и проходит. Позднее появилась и туроператорская компания, которая работает преимущественно с зарубежной клиентурой, организуя туры по Центральному Казахстану.
– Какую роль в Вашей деятельности занимает экотуризм?
– Непосредственно в экологический туризм я попал довольно случайно, авантюрно согласившись в 2008 году на предложение возглавить национальную группу проекта по развитию экотуризма в Центральном Казахстане, зная на тот момент этот регион лишь фрагментарно “а про экотуризм не имея вообще никакого представления”. С него вообще много что в регионе началось и Кызыларай, и Кент, и Ұлытау тогда впервые хорошо засветились за рубежом. А лично для меня это был старт в экотуризме.
Как бы то ни было, теперь моя жизнь состоит из экспедиций, путевых заметок, карт и путеводителей, работы с сельскими жителями, обустройства национальных парков, а также разработки туристских маршрутов, разного рода концепций и планов развития.
– Расскажите о своих памятных экспедициях?
– Во-первых, это, наверное, велосипедная экспедиция “Бронзовое кольцо Сарыарки”, которую мы организовали в 2008 году вместе с газетой “Индустриальная Караганда”. С нее, в принципе, началось мое серьезное знакомство с Центральным Казахстаном, и в ходе этой экспедиции мы умудрились посмотреть большую часть того, с чем мы теперь работаем в смысле туризма. Кстати, и в горах Кызыларай, которые для нас имеют особое значение, я тогда побывал впервые.
Еще можно упомянуть серию автоэкспедиций с QazaqGeography по Ұлытау в 2014–2016 и Приаралью в 2016–2018 годах. В первом случае результатом стали туристская карта-схема и путеводитель по Ұлытау, а также масса информации и идей, благодаря которым я по сей день задействован в большинстве проектов, касающихся туризма в регионе, во втором – карта Северного Приаралья, одна из моих любимых. К сожалению, путеводитель по Приаралью создать пока не получилось, но я надеюсь, что и это когда-нибудь произойдет.
– Был ли у Вас зарубежный опыт путешествий?
– Скажу еще про Непал. Туда за последние 20 лет было множество поездок, включая горные походы и велосипедные экспедиции. Путешествуя по Непалу, я, с одной стороны, черпаю вдохновение, с другой – получаю опыт. Потому что в Непале многое в смысле туризма можно “подсмотреть”, для того чтобы потом попытаться реализовать у нас в Казахстане. А еще, впервые попав в Непал осенью 2004 года, я впервые воспользовался путеводителем “Lonely Planet” и понял для себя, как же это круто, когда кто-то собрал для тебя на местах всю необходимую для путешествия информацию.
Нельзя, наверное, не упомянуть и самое первое мое путешествие в возрасте неполных шести лет по Украине, вместе с бабушкой. Оно-то уж точно сказалось на моей карьере и жизни в целом.
Свидетельства многовековой истории
– Недавно Вы подготовили новый туристский путеводитель по Казахстану при поддержке Kazakh Tourism. Порекомендуйте нашим читателям малоизвестные, но интересные уголки нашей страны?
– Если все-таки попытаться назвать нечто малоизвестное и говорить о том, что описывается в путеводителе, то тут я бы упомянул, к примеру, мой любимый центрально-казахстанский Кызыларай с вершиной Аксоран и гробницами Бегазы. На крайнем юго-востоке страны – тут я бы упомянул Баянколское ущелье и долину Шалкоде. Удивительный музейный комплекс в селе Хан Ордасы, а также меловые скалы Аккегершын на западе страны. В целом все Северное Приаралье, где водные просторы встречаются с пустыней, весь казахстанский Алтай, где бы я особо выделил озера Маркаколь и Язевое, мавзолей Джучи (Жошы) – старшего сына Чингиз-хана – в Ұлытау, загадочные геоглифы Торгая, увидеть которые можно лишь с воздуха.
В самом деле путеводители бывают разные. Какие-то носят более маркетинговый характер, какие-то являются жутко практическими изданиями, какие-то представляют собой нечто посередке. И наш путеводитель по Казахстану, наверное, из третьей категории.
– С какими трудностями Вам доводилось сталкиваться при организации туров, особенно в отдаленные регионы?
– Одна из больших проблем – отсутствие мест размещения и общепита. В некоторых регионах реальный дефицит с гостиницами, гостевыми домами, а также местами, где можно поесть. И в этой сфере надо работать много и долго – в первую очередь занимаясь обучением местных жителей, чтобы они эти самые услуги по размещению и организации питания предоставляли. Причем качественно и по адекватным ценам.
Также скажу относительно плохих магистральных автодорог. По поводу степных дорог и необходимости укладки асфальта до каждого более-менее важного туробъекта у меня очень большие сомнения – далеко не везде это нужно делать, оставляя ландшафт максимально нетронутым. Но вот относительно автодорог, соединяющих регионы, тут сложно думать, что, к примеру, дорога Ұлытау – Аркалык станет тем, что привлечет туриста. Скорее, путешествие по ней убедит больше никогда туда не возвращаться.
Есть еще такая проблема, которая свойственна сельскому туризму, как трансформация отношений типа “хозяин – гость” в отношения “бизнесмен – клиент”. Вы себе не представляете, как часто сельские сервис-провайдеры решаются на подобные метаморфозы, моментально и неожиданно задирая цены, что, как правило, весьма быстро хоронит их бизнес.
Про туалеты много распространяться не буду (хотя любой разговор про туризм рано или поздно скатывается к туалетам). Скажу лишь, что туалетов, в особенности, хороших и чистых, много не бывает.
Еще одна проблема – сезонный дефицит разных видов топлива. Он и в городах может проблем доставлять, а в сельской местности все еще сложнее. И еще сложнее тот дефицит, который возникает непредсказуемо.
Вообще, если говорить об инфраструктурных проблемах, то следует признать: какие-то трудности можно подать как приключение, как часть развлекательной программы, как местную экзотику. Тут все – от плохих дорог до наличия “очковых” туалетов. Но когда-то трудности – это просто трудности. И в целом для туризма они преимущественно не в полях, а в регулировании. И инициатива про повышение НДС, и понижение “безНДСного” порога – это то, чего многие из работающих в туризме просто не переживут.
– Оцените развитие туристической инфраструктуры в Казахстане за последние годы? Есть ли наиболее заметные изменения?
– Благодаря различного рода проектам, реализуемым как общественными организациями, так и бизнесом, в сельской местности появляется все больше гостевых домов, которые зачастую можно считать той самой базой, на которой развивается экологический туризм. И если этой базы в виде услуг по размещению и организации питания нет, то, как правило, все работает не самым лучшим образом.
Пусть и очень точечно и даже как-то бессистемно, но все же развивается “мягкая” инфраструктура. Маркируются и обустраиваются горные маршруты, появляются горные приюты, пункты для наблюдения за дикой природой, на дорогах устанавливаются туристские дорожные указатели. И это, как мне кажется, именно то, на что следует делать упор в развитии. Еще один заметный и важный момент – это появление в городах туристских информационных центров, а также визит-центров при музеях-заповедниках и в национальных парках. Несмотря на то, что, к сожалению, они не везде.
Мадимит Чулембаев, Астана