Бунт, протест или сигнал о помощи?
Фотоколлаж Liter.kz
Подростковый возраст – время поисков, бунта и проверки границ, но иногда это выражается в деструктивных поступках, таких как ложные сообщения о минировании. Что стоит за таким поведением и как правильно реагировать взрослым? Об этом Liter.kz рассказала детский психолог Гульжан Гусманова.
Фото из архива Гульжан Гусмановой
Гульжан Гусманова – нейропсихолог, клинический и детский психолог. Эксперт отмечает, что подростковый возраст – это время поиска себя, проверки границ дозволенного и бунта против установленных правил. Однако, когда этот бунт приобретает разрушительные формы, важно разобраться в его причинах.
"Протест и желание бросить вызов системе — одна из ключевых причин таких поступков. Подростки могут воспринимать школу как среду, где их свобода ограничена, а правила навязаны. Ложное минирование становится способом выразить несогласие, испытать контроль взрослых", – объясняет она.
Но не всегда дело в протесте. Порой это способ привлечь внимание к себе, особенно если подросток чувствует себя невидимым или недооцененным. Когда ребенок не получает внимания со стороны взрослых, он может начать искать его любым способом.
"Жажда внимания. Если ребенок чувствует себя невидимым или недооцененным, он может искать способы, как выделиться, привлечь внимание сверстников, учителей, родителей. Испытание границ и демонстрация власти – желание почувствовать, что он может контролировать ситуацию, влиять на других, вызывать страх или панику. Групповое влияние. Подростки могут совершать такие поступки под давлением сверстников или ради одобрения, особенно если подобные "пранки" становятся популярными в их среде", – говорит психолог.
Еще один важный фактор – влияние сверстников и социальных сетей. Деструктивные "пранки” быстро набирают популярность, и подростки могут совершать опасные поступки ради лайков или признания в группе.
"Важно обращать внимание на контекст и системность поведения. Обычное детское озорство носит ситуативный, несистемный характер, в нем, как правило, нет скрытых глубоких мотивов, а после замечания ребенок понимает свою ошибку – это из варианта проверки границ", – делится Гульжан.
Кроме того, подростковая психика еще только формируется, и дети часто не осознают последствий своих действий. Импульсивность в этом возрасте очень высока. Подросток может совершить что-то, даже не задумываясь о том, какие будут последствия.
Важно понимать разницу между единичным нарушением границ и системным деструктивным поведением. Эксперт отмечает опасные сигналы: повторяющиеся случаи нарушения границ, игнорирование правил, наслаждение процессом причинения вреда или чувство страха, которое испытывают окружающие, жестокие и мстительные мотивы, отсутствие эмпатии, равнодушие к последствиям, влечение к агрессивному контенту, интерес к насилию и чувство безнаказанности.
"Если подросток регулярно проявляет подобное поведение, важно вовремя обратиться за помощью к школьному психологу, психотерапевту или социальному педагогу, психиатру", – советует собеседница.
Что касается интернета и социальных сетей, то они создают ощущение безнаказанности. Сегодня подростки видят множество примеров из интернета, где кто-то делает что-то шокирующее и получает популярность. Они могут не до конца осознавать, что в реальной жизни за этим следуют серьезные последствия.
"Информационная среда, в которой распространены новости о насилии, катастрофах, террористических угрозах, может притуплять чувство реальности и последствий. Безусловно, влияние интернета есть, но важно понимать, что само по себе оно не является причиной – оно становится катализатором, то есть ускорителем, если у ребенка уже есть внутренний запрос на такое поведение", – рассказывает эксперт.
Гульжан Гусманова считает, если все-таки подросток причастен к ложному минированию, то здесь важно понять причину его поступка. Вместо обвинений лучше вести диалог.
"Кричать, унижать, запугивать. Это только усилит протест или страх, но не поможет осознать последствия", – подчеркивает психолог. – Важно не только объяснить ему юридические последствия, но и показать, какой урон его поступок нанес другим людям. Можно спросить: “Ты осознавал последствия?”, “Что ты чувствовал в тот момент?”, “Как ты думаешь, что переживали другие люди?”. Эти вопросы помогают ребенку задуматься, а не просто бояться наказания”.
Можно ли предотвратить такие случаи?
Профилактика — это не только разговоры о законе, но и формирование у подростков осознанности. Необходимо не только объяснять, что за такие поступки будет наказание, но и давать подросткам альтернативные способы проявлять себя. Это могут быть творческие кружки, спорт, волонтерские проекты. Главное — дать ребенку почувствовать свою значимость другим, конструктивным способом. Родителям стоит выстраивать доверительные отношения с детьми, чтобы те могли обсуждать любые темы, не боясь осуждения. В школах также важно проводить открытые беседы, где подростки могут услышать реальные истории о последствиях таких поступков.
"Подростки – это не "плохие" или "хорошие" дети, а люди, которые еще учатся понимать мир. Если взрослые будут внимательны, вовремя заметят сигналы и предложат альтернативные пути самовыражения, риск деструктивных поступков снизится", — подытожила беседу Гульжан Гусманова.