Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

Запрет на смартфоны в школах: полезное или вредное нововведение?

Узнали мнение родителей и учителей.

Запрет на смартфоны в школах: полезное или вредное нововведение?
Фотоколлаж: Liter.kz

Гаджеты – неотъемлемая часть повседневной жизни не только взрослых, но и детей различного возраста. Практически каждый казахстанский школьник пользуется смартфоном. Бывает, ученики злоупотребляют возможностями телефона и учеба остается на втором плане. Да и современная система образования диктует свои правила: школьники и телефоны на уроках – неприемлемое сочетание. Верно ли такое утверждение? Что думают учителя и родители касательно запрета на использование смартфонов на занятиях, выяснила журналист Liter.kz.

Почему хотят запретить смартфоны?

На днях депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования и наставничества”.

Законопроект предусматривает запрет на использование мобильных телефонов во время уроков, предоставление бесплатного доступа родителей к оценкам и домашним заданиям, зачисление в первый класс без тестирования, обеспечение единой очередности по предоставлению мест в детские сады и другие нормы.

Самым обсуждаемым вопросом стал запрет использования телефонов на уроках. Экс-министр образования, депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов объяснил одну из причин введения этой нормы.

Учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия четких ограничений в законодательстве по использованию школьниками телефона во время занятий. В связи с этим в проекте предусмотрена специальная норма об ограничении использования мобильных телефонов во время занятий, – сказал он на заседании.

По его словам, дети отвлекаются на соцсети во время уроков. При этом он добавил, что школьников не заставят оставлять телефоны в специальных ячейках и запрета приносить мобильный с собой не будет.  

Телефоны могут понадобиться также для учебных целей, например, если педагог захочет использовать какое-то обучающее мобильное приложение.

Норма касается только ограничения во время занятий, а в школу ребенок может принести мобильный телефон, может использовать во время перемен. То есть в этом плане ограничений нет. На уроке ребенок должен заниматься только обучением, то есть он не должен использовать какие-то социальные сети, сидеть в TikTok и так далее. Сейчас у нас очень много современных специалистов, много педагогов, которые используют разные приложения. И когда учитель может позволить себе использовать мобильные телефоны для того, чтобы работать по каким-то инновационным методам, то в этом плане ограничений нет, – сказал Аймагамбетов.

Запрет на использование мобильных телефонов во время школьных уроков касается в первую очередь родителей, пояснил депутат.

Учитель проинформирует родителей, и дети тоже будут знать, что по закону это запрещено. Дети обычно все соблюдают. Здесь больше речь идет о родителях. Норма больше направлена на то, чтобы внушить родителям необходимость концентрации ребенка на занятиях, – подчеркнул мажилисмен.

Что думают родители и учителя?

Теперь стало ясно, что тотального запрета гаджетов для школьников не будет, власти на законном уровне хотят разработать инструкцию правильного применения смартфонов на уроках.

Тем не менее норма в новом законопроекте вызвала бурную реакцию общества. Кто-то поддержал предложение чиновников, другие же раскритиковали задумку, назвав ее неразумной.

Мать двоих школьников Анар купила смартфоны детям на день рождения. Покупая гаджеты, она заранее позаботилась о родительском контроле при использовании приложений.

Сыновья по смартфону в основном играют в игры, смотрят короткие видео. Однако мы полностью контролируем и знаем, что потребляют наши дети в информационном плане. Вручив телефон, мы им объяснили, как им пользоваться правильно, и до сих пор это делаем, – рассказывает женщина.

При этом в предложении мажилисменов относительно запрета на использование смартфонов она ничего нового не увидела.

Дети и так не пользуются телефонами во время уроков. Может быть, из-за того, что мои дети еще в началке, они слушаются. Ничего нового в этом я не вижу. Возможно, закон приняли, чтобы дети постарше не грубили учителям и убирали телефоны во время занятий. Это понять можно, ведь бывают непослушные дети,  а если учитель еще повысить голос, он может шантажировать его видеозаписью. В таком случае, да, надо предпринимать меры, – считает родительница.

К слову, в казахстанских школах было немало случаев, когда из-за слитых в соцсети видео увольняли педагогов или наказывали родителей учеников. Вспомним хотя бы историю в средней школе Аршалынского района, где учительница била школьника головой о доску. Или случай, когда девятиклассник кричал матом на своего учителя в одной из школ Талдыкоргана.

У учителя средней школы в городе Абай Райымбека Кадырова свое мнение на счет нового законопроекта. Педагог отмечает, что телефон может убить или развить воображение, любознательность и концентрацию школьников.

Законопроект не предусматривает полного запрета телефона, и с этим решением я полностью согласен. В век цифровизации мы не можем ограничивать новые технологии в сфере образования. Главное – как использовать телефон. Современное образование не ограничивается лекциями у доски. Сейчас мы активно применяем мобильные платформы и образовательные программы для учеников. Показываем видео-, фотоматериалы, играем в образовательные игры для закрепления темы. Но в то же время телефон отвлекает учеников, не давая погрузиться в тему, – считает педагог.

Учитель применяет разные методы пользования смартфонами для младших и старших классов. Если первой группе он чаще ограничивает их, вторую же учит правильно пользоваться телефонами.

В старших классах я поощряю использование телефона в образовательных целях, учу правильно искать информацию, пользоваться искусственным интеллектом и делать фактчекинг. Однако для младших классов я установил правило “Телефоны в рюкзаки”, и достаем мы их, исключительно когда играем в образовательные игры, – подчеркнул Райымбек.

Педагог не скрывает, что полностью погрузить ребенка в учебный процесс все сложнее. И в этом случае могут помочь новые подходы при проведении уроков с использованием гаджетов.

Наш век – эпоха технологий. В этой связи большая нагрузка у учителей, так как конкурировать за внимание учеников с социальными сетями и онлайн-играми не просто. Современные уроки более динамичные и требуют полного погружения, так как информации с каждым днем становится все больше. Считаю, что лучше определить четкие правила пользования смартфонами в школе, обозначив запрет на съемку без разрешения. Надеюсь, изменения в законодательстве станут толчком к совершенствованию образовательной системы нашей страны, – говорит учитель.

То есть получается, что тотальный запрет на использование смартфонов во время уроков не практичен для всех: учеников, учителей и родителей. А вот правильное использование гаджетов во время занятий поможет интересно провести урок, закрепить и понять тему ученикам. Главное, чтобы смартфон использовался правильно, в образовательных целях, а не для игр, шпаргалок и соцсетей во время уроков.

 

 

 

 

 

Новости партнеров
×